Риск легализации (риск ОД/ФТ/ФРОМУ)
Риск легализации (риск ОД/ФТ/ФРОМУ) – это…
Разбираемся, какие виды рисков должна выявлять организация — субъект 115-ФЗ
В информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями» дано следующее определение риска легализации:
Риск легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем — возможность нанесения ущерба организации, финансовой системе и экономике в целом путем совершения финансовых операций (сделок) в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансированием терроризма.
Да, может быть так, с точки зрения Росфинмониторинга — это действительно нанесение ущерба стране. Непонятно, что в таком случае делать специальному должностному лицу. Что защищать вводя риск-ориентированный подход. У меня сформировано другое определение, которым я всегда пользуюсь, объясняя своим клиентам, что такое риск легализации для субъектов 115-ФЗ.
Риск легализации (ОД/ФТ/ФРОМУ) — это риск вовлечения Организации (использования инфраструктуры Организации), ее руководства, работников в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма или финансирование распространения оружия массового уничтожения.
Сущность риска легализации представляет собой вероятность несения Организации потерь в результате вовлечения в схемы, направленные на ОД/ФТ/ФРОМУ.
И уже, если услуги, сотрудники или руководство будет использовано в легализации/финансировании терроризма, то тогда для Организации наступает развитие неблагоприятных событий – проверки, штрафы, приостановление лицензии, отзыв лицензии и прочее.
Обязательному контролю подлежат операции по снятию или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме на сумму равную или превышающую 600 000 рублей.

Если с тем, что такое риск легализации определились, то следующее с чем Организации – субъекты финансового мониторинга должны определиться – это с видами выявляемых рисков.
Из всех нормативных документов, которые на сегодняшний день существуют в Российской Федерации и описывают процедуры, мероприятия, требования к рискам по ПОД/ФТ, мне удалось выделить всего 4 вида рисков, которые Организации – субъекты 115-ФЗ должны выявлять, оценивать их и управлять ими.
Первый и самый популярный – риск клиента – риск совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ/ФРОМУ.
Второй – риск услуги/продукта – риск использования конкретной услуги Организации мошенниками (здесь и далее — лица, осуществляющие операции, направленные на легализацию) в целях отмывания доходов или финансирования терроризма.
Третьим видом риска, которые Организации должны выявлять, конечно же, является сам риск легализации отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
Кроме того, на сегодняшний день Организации, поднадзорные Банку России также должны выявлять, оценивать и управлять риском, связанным с различными технологиями предоставления услуг.

Организация системы управления рисками.
Целью организации системы управления риском легализации является стремление Организации к исключению вовлечения Организации (использования ее инфраструктуры) в легализации (в ОД/ФТ/ФРОМУ) путем:
исключения использования услуг Организации, ее сотрудников в целях ОД/ФТ/ФРОМУ и
ограничения количества и объемов операций клиентов, которые относятся к «высокому» уровню риска, и могут быть направлены на ОД/ФТ/ФРОМУ.
На этапе Организации системы управления рисками Ответственный сотрудник должен определиться со следующими основными моментами:
Виды выявляемых рисков.
Всего их 4, я о них говорила. Но для организаций, поднадзорных Росфинмониторингу и Банку России есть различия и нюансы.
Например, организации поднадзорные Росфинмониторингу не обязаны выявлять и оценивать риск, связанный с технологиями предоставления услуг.
Но, для субъектов 115-ФЗ, не поднадзорных Банку России существует гораздо больше факторов, влияющих на степень уровень риска клиента.
Второе с чем должна определиться Организация – это структура степеней (уровней) риска.
Что это значит? Каждый риск, выявляемый Организацией должен быть оценен по шкале не меньше двух. Где 1 -низкий, 2- высокий риск.
И, такая шкала должна быть придумала для каждого вида риска. Почему это важно? Потому что для каждого уровня риска, будь то 1,2,3, 9 должны быть придуманы соответствующие и различные процедуры реагирования. А иначе получается, нет риск-ориентированного подхода, если нет разницы в применяемых мерах.
Третье – это Меры реагирования.
Что, конкретно, будет делать Организация в случае наступления неблагоприятных событий/условий.
После того, как меры реагирования будут продуманы, их нужно распределить.
Распределить такие меры реагирования по уровням риска легализации.
Что делает Организация в случае присвоения уровня риска 1, уровня риска 2 и т.д.
Следующее – это пятый уже основной момент — это часть Организации системы ПОД/ФТ, конечно же, необходимо вменить в обязанности сотрудников меры реагирования на события.
Т.е. сотрудник не только должен знать, что такое ПОД/ФТ, а должен понимать, как ему действовать в каждом конкретном случае.
И последнее, на мой взгляд сейчас самое актуальное для всех – это конечно, Автоматизация процессов.
Начиная с идентификации, даже не с идентификации, с применения превентивных мер по снижению рисков, например, отказ в приеме на обслуживанием лиц, которые однозначно могут вовлечь Организацию в легализацию, например, террористы (примечание автора — я бы не стала принимать на обслуживание экстремиста), и присвоения первичного уровня риска, выявления операций и заканчивая мерами реагирования (отказ, направление сведений в Росфинмониторинг, иное).
Если говорить об оценке рисков, то нельзя не упомянуть тот факт, что все Организации обязаны учитывать результаты национальной и секторальных оценок рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, рекомендации Росфинмониторинга, а также имеющиеся типологии ОД/ФТ/ФРОМУ, размещенные в Личном кабинете, на официальных сайтах международных организаций, занимающихся вопросами ПОД/ФТ/ФРОМУ, и иных доступных источниках.

Свежие записи
- Новый онлайн-инструмент Банка России
- ПВК при вступлении в силу новых нормативных правовых актов (НПА) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
- Госдума расширила 115-ФЗ для борьбы с экстремизмом
- С 01.01.2025 некредитные организации могут поручать идентификацию клиентов операторам финансовых платформ.
- Судебная практика для салона связи.