Москва, Без выходных с 09:00 до 21:00

FAQ

Мы собрали для вас самые часто задаваемые вопросы. Рекомендуем ознакомиться с ними для восполнения пробелов, связанных с законодательством и для получения дополнительной информации о ходе нашей работы. 

Для агентств недвижимости/риэлторов

Да, должен. Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) определен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к которым, в том числе относятся организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
К организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества, следует относить как риэлторов, так и агентов по операциям с недвижимостью, осуществляющих деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц и т.д. Поскольку код ОКВЭД 68.31 «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе» включает в себя ряд подгрупп, по мнению Росфинмониторинга, к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, предусмотренную подгруппой 68.31.1 (68.31.11 \ 68.31.122).

Принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ также определяется исходя из условий заключенных (заключаемых) договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках заключенных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД. Учитывая изложенное, в случае, если организация или индивидуальный предприниматель планируют осуществлять вышеуказанную деятельность, то, по мнению Росфинмониторинга, на них будут распространяться все требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ), в том числе в части постановки на учет в Росфинмониторинге, использования Личного кабинета, предоставления сведений об операциях, подлежащих контролю, и др.

В случае, если индивидуальный предприниматель в рамках агентского договора фактически оказывает застройщику посредническую услугу при купле-продаже недвижимого имущества, т.е. осуществляет деятельность, подробно описанную выше по тексту, то, по нашему мнению, он является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.
В случае, если индивидуальный предприниматель оказывает посреднические услуги при купле-продаже недвижимого имущества, но не
состоит на учете в Росфинмониторинге, проводится комплексный анализ его деятельности, по результатам которого принимаются соответствующие меры реагирования, в том числе проведение профилактических мероприятий, включающих взаимодействие по вопросу постановки на учет в Росфинмониторинге.

Нет. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие только предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, не относятся к субъектам статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ. Организация, имеющая код ОКВЭД 68.31.3 «Предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого
имущества за вознаграждение или на договорной основе» и осуществляющая только консультационную деятельность, не является субъектом статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ и не должна вставать на учет в Росфинмониторинге.

Да, должен. Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий в части количества клиентов и (или) операций (сделок) с недвижимостью, влияющих на исполнение требований законодательства о ПОД/ФТ. В случае, если к финансовому консультанту обращаются клиенты за оказанием разовой, но посреднической услугой при купле-продаже недвижимого имущества, то такая организация или индивидуальный предприниматель будут являться субъектами Федерального закона № 115-ФЗ и на них будут распространяться все его требования, в том числе в части представления в Росфинмониторинг сведений по операциям (сделкам) с недвижимым имуществом.
Не соблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частями 1, 2
статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — Ко АП РФ).

Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий в части суммы операции (сделки) с недвижимостью, дающих право не исполнять субъектом требования законодательства о ПОД/ФТ. Отсутствие сделок купли-продажи недвижимости стоимостью свыше 3 млн руб. влияет только на исполнение требования Федерального закона № 115-ФЗ в части представления сведений, подлежащих обязательному контролю, согласно пункту 1.1 статьи 6 данного закона.

В случае, если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимого
имущества, ему следует исключить ОКВЭД 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета в порядке, предусмотренном Административным регламентом от 11.02.2019 № ЗЗ

Одновременно обращаем внимание, что Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях
совершенствования обязательного контроля», вступающим в законную силу с 10.01.2021, скорректирован перечень операций (сделок) с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, и обязанность по их представлению.
Подробная информация по данному вопросу размещена на официальном сайте Росфинмониторинга по адресу www.fedsfm.ru в подразделе «Прессслужба», подраздел «Новости», раздел «Информационные сообщения» — Информационное письмо от 04.08.2020 «Вниманию организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества».

У агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих посреднические услуги в сделках в недвижимостью имеется обязанность представлять в Росфинмониторинг следующую информацию:

— об операциях, вызывающих подозрение на ОД/ФТ;

— о результатах ежеквартальной (не реже 1 раза в 3 месяца) проверки по Перечням;

— о замораживании (блокирования) денежных средств и иного имущества;

— о приостановлении операций;

— об отказах в исполнении распоряжений клиентов;

— об устранении оснований для отказа в исполнении распоряжений клиентов;

— о результатах проверки системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

— о рисках, выявляемых в деятельности организации.

Кроме того, у агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих посреднические услуги в сделках в недвижимостью сохранилась обязанность:

— по постановке на учёт в Росфинмониторинге до начала осуществления указанной детальности, 
— разработке правил внутреннего контроля, 
— назначению специального должностного лица, 
— проведению идентификации и изучения клиента, 
— проведению оценки риска клиентов и совершаемых ими операций, 
— выявлению операций, вызывающих подозрение на ОД/ФТ и представление сведений о них в Росфинмониторинг и т.д.

К подозрительным операциям могут быть отнесены следующие:

Предложение или попытка клиента совершить сделку с недвижимым имуществом, на которое наложено обременение (за исключением ипотеки)
Совершение сделки с недвижимым имуществом по цене, отличной от рыночной в 2 и более раз
Многократная (три и более раз) покупка и (или) продажа физическим лицом объектов недвижимости
Многократное (три и более раз) совершение физическим или юридическим лицом сделок с одним объектом недвижимости
Осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент
Осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает участник федеральных, региональных либо муниципальных целевых программ или национальных проектов, направленных на обеспечение жильем либо на улучшение жилищных условий
Осуществление сделки купли-продажи недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, приобретателем по которой выступает коммерческое юридическое лицо

Индивидуальный предприниматель, оказывающий посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,
самостоятельно оценивает свою деятельность с учетом заявленных кодов ОКВЭД, исходя из требований законодательства, характера и условий заключенных (заключаемых) договоров.
При этом постановка на учет в Росфинмониторинге носит заявительный характер.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу от 27.01.2014 № 584
постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие в ЕГРИП запись о  соответствующем коде ОКВЭД и осуществляющие посредническую деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого
имущества.

Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

В рамках установленных полномочий Росфинмониторинг осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами
законодательства о ПОД/ФТ посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства в этой сфере.
Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом от 29.07.2014 № 1915, только в отношении поднадзорных
Росфинмониторингу субъектов, не соблюдающих требования законодательства в сфере ПОД/ФТ. В частности, решение о проведении мероприятий в рамках осуществления государственного контроля принимается Росфинмониторингом по результатам комплексного анализа деятельности субъекта и при наличии к тому оснований в части неисполнения им требований законодательства о ПОД/ФТ.
Указанные проверки проводятся Росфинмониторингом строго по перечню вопросов, определенных пунктом 28 Административного регламента от 29.07.2014 № 191.
Выявленные по результатам проверок нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ влекут за собой административную ответственность, предусмотренную частями 1, 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (пункт 11) рассматривался перечень посреднических (риэлторских) услуг на рынке сделок с недвижимостью, а именно:
— подбор вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи;
— помощь в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже;
— организация продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан.

С учетом указанной выше по тексту информации в части отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ, а также изложенного в обращении вопроса о сопровождении сделки с недвижимостью, в частности, проведение проверки объекта и присутствии при заключении сделок с недвижимостью, по нашему мнению, указывает на оказание лицом посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что является основанием для неукоснительного соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, следовательно, не усматривается целесообразности снятия с учета в Росфинмониторинге.

По нашему мнению, посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества — это оказываемые клиентам услуги по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц и т.д.

Для ювелирного бизнеса

С юридической точки зрения нет, именно, на учет в Росфинмониторинг вставать не должен.

Но у организаций, оказывающих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий есть обязанность:

  • зарегистрировать личный кабинет,
  • назначить специальное должностное лицо, которое соответствует квалификационным требованиям;
  • Разработать, утвердить и обновлять правила внутреннего контроля;
  • проводить идентификацию своих клиентов;
    представлять сведения в Росфинмониторинг о об операциях, подлежащих обязательному контролю и о подозрительных операциях;
  • иные обязанности.

Приходите к нам на обучение и мы все подробно расскажем о том, что нужно делать каждый день, чтобы соблюдать требования законодательства о ПОД/ФТ.

Вопрос о постановке на учет в Росфинмониторинг

1.Сменить пароль от Личного кабинета.

 

2.Получить справку об отсутствии судимости специального должностного лица ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее — СДЛ).

 

3.Заполнить все вкладки в Личном кабинете:

ØЗаполнить профиль организации или ИП,

ØЗагрузить ПВК по ПОД/ФТ,

ØЗарегистрировать СДЛ и

ØЗаполнить все иные формы: вопросники, тесты, отчеты.

 

Напоминаем, что через личный кабинет субъектов Росфинмониторинг частично контролирует порядок соблюдения законодательства о ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля. Отсутствие активности в личном кабинете, как правило провоцирует проверку субъекта, особое внимание и требование о представлении пояснений.

 

1.Скачать актуальные Перечни экстремистов, Решений МВК, лиц, причастных к ФРОМУ.

2.Осуществить проверку всех своих действующих клиентов, их официальных представителей на предмет принадлежности к Перечням.

3.Составить акт о сверке своих клиентов с лицами из Перечней.

4.Сформировать формализованное электронное сообщение (ФЭС) о результатах проверки и направить его в Росфинмониторинг.

5.Сформировать и направить ФЭС об операциях, подлежащих обязательному контролю задним числом, за период с даты начала осуществления субъектной деятельности.

6.Далее, ежедневно заходить в Личный кабинет, поддерживать риск-ромашку в зеленом цвете, направлять ФЭС об операциях, проводить идентификацию клиентов.

Напоминаем, что направить отчет об операции, подлежащей обязательному контролю необходимо в трехдневный срок с даты совершения операции (сделки).

Вопросы об обучении ПОД/ФТ

Обучение проходит онлайн, в форме вебинара и длится 8 академических часов, с 3 перерывами.

Вам будет доступна запись вебинара не меньше двух недель. Сможете в любое удобное для себя время прослушать информацию.

Мы выдаем свидетельства о прохождении обучения надлежащего образца, которые являются бланками строгой отчетности и защищенной типографской продукцией. Вы получаете сканированный образ свидетельства об обучении в день обучения, и в тот же день можете загрузить его в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга или использовать для заполнения карты постановки на учет в Росфинмониторинге. Мы направляем оригинал свидетельства почтой России или с курьером.

Обучение в форме целевого инструктажа обязаны пройти:

  • Специальное должностное лицо, ответственное за реализацию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ до начала осуществления функций.
  • Руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) (при наличии должности в штате либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист (при наличии должности в штате);
  • Иные сотрудники, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, по усмотрению руководителя организации.

Да, до начала осуществления деятельности и до постановки на учет в Росфинмониторинг.