Консалтинговый центр по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Целевой инструктаж для НФО

Целевой инструктаж по ПОД/ФТ
для некредитных финансовых организаций

Стоимость обучения:

Целевой инструктаж ПОД/ФТ

(1 слушатель)

5 000 рублей

График обучения в форме целевого инструктажа по ПОД/ФТ и 115-ФЗ и программы обучения сотрудников:

Наименование программы обучения: Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Программа инструктажа:

Блок 1: Основы ПОД/ФТ/ФРОМУ

  1. История отмывания доходов: истоки отмывания доходов, первые преступления, предшествующие легализации, легенда о прачечных Аль Капоне.
  2. Легализация доходов: определение легализации в Российской Федерации, раскрытие сути процесса легализации.
  3. Предикатные преступления: преступления, предшествующие легализации.
  4. Финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения. Ответ на вопрос: Почему финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения стоят в один ряд с отмыванием доходов?
  5. Международные основы ПОД/ФТ/ФРОМУ: Конвенции ООН, Конвенции Совета Европы, Группа ФАТФ, Группа ЭГМОНТ, Вольфсбергская группа.
  6. Верховенство нормативных правовых актов.
  7. Регулирование ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации: Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, о Федеральной службе по финансовому мониторингу, о Банке России.
  8. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ: что регулирует, на кого распространяется, меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации.
  9. Организация системы ПОД/ФТ/ФРОМУ:
  • Назначение специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (Ответственного сотрудника),
  • Регистрация Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.

Блок 2: Права и обязанности организаций (ИП), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

  1. Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Организации (ИП). Общие положения.
  2. Программы правил внутреннего контроля:

11.1. Программа организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ:

  • Уровни функционирования системы ПОД/ФТ/ФРОМУ в Организации (у ИП),
  • Права и обязанности единоличного исполнительного органа (генерального директора) по ПОД/ФТ/ФРОМУ (ИП).
  • Требования к организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ: требования к наличию подразделения по ПОД/ФТ/ФРОМУ в организации, квалификационные требования к Ответственным сотрудникам. Требования к деловой репутации Ответственных сотрудников. Уведомление в Банк России. Совмещению функций Ответственного сотрудника внутри организации и внешнее совмещение обязанностей.
  • Права и обязанности Ответственного сотрудника по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Замещение Ответственного сотрудника.
  • Права и обязанности других сотрудников организации по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Типовые нарушения, допускаемые организациями (ИП) при разработке программы организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.2. Программа идентификации:

  • Определения: клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец, иностранная структура без образования юридического лица.
  • Права организации (ИП) при взаимодействии с клиентами.
  • Идентификация: Порядок проведения идентификации. Модель идентификации.
  • Случаи, при которых идентификация не проводится.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении физических лиц. Документы, удостоверяющие личность граждан Российской Федерации. Документы, удостоверяющие личность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении ИП, адвокатов, нотариусов.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении юридических лиц.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении иностранной структуры без образования юридического лица.
  • Требования к документам клиентов в рамках идентификации.
  • Бенефициарные владельцы: Способы сокрытия бенефициаров. Риски, связанные с бенефициарами. Бенефициарные владельцы физических лиц. Выявление и идентификация бенефициарных владельцев. Случаи, при которых идентификация бенефициарных владельцев не проводится. Какие документы необходимо использовать для идентификации бенефициарных владельцев. Нарушения, допускаемые при выявлении и идентификации бенефициарных владельцев.
  • Публичные должностные лица: Определения российского публичного должностного лица, иностранного публичного должностного лица, должностного лица публичной международной организации, лица, связанного с публичным должностным лицом (родственники). Мероприятия, которые необходимо проводить с целью выявления публичных должностных лиц. Проблемы, которые могут возникнут при выявлении и идентификации публичных должностных лиц.
  • Проверка достоверности представленных клиентом сведений. Перечень ресурсов, которые организация (ИП) обязаны использовать при проведении идентификации.
  • Фиксирование сведений. Анкеты/Досье клиентов.
  • Обновление сведений. Формы и способы обновления сведений.
  • Изучение клиента. Способы установления информации в целях изучения клиента. Документы, которые необходимо получать в целях определения финансового положения клиента. Оценка деловой репутации: способы оценки, типовые нарушения, допускаемые при оценке деловой репутации клиента. Источники происхождения денежных: способы получения, права и обязанность организации (ИП). Документы клиентов, срок регистрации которых не превышает 3 месяцев. Документы клиентов – нерезидентов.
  • Упрощенная идентификация.
  • «Удаленная идентификация»/Идентификация с использованием простой электронной подписи (ПЭП). Способы, формы фиксирования сведений. Как организовать.
  • Передача идентификации третьим лицам (кредитной организации/агенту).
  • Обмен идентификационной информацией в рамках банковской группы или банковского холдинга. Целевые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.3. Программа оценки риска клиента.

  • Порядок выявления и оценка риска клиента. Категории и факторы, влияющие на степень (уровень) риска клиента. Способы получения и составления списков для проверки и присваивания степени риска клиента.
  • Порядок присвоения и пересмотра степени риска клиента.
  • Порядок учета и фиксирования результатов оценки риска клиента.
  • Перечень мер, применяемых в отношении операций клиентов с повышенным уровнем риска.
  • Методика выявления и оценки риска использования услуг организации в целях ОД/ФТ/ФРОМУ. Критерии оценки риска использования услуги в ОД/ФТ. Порядок присвоения степени (уровня) риска использования услуг. Порядок учета и документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг. Порядок пересмотра степени (уровня) риска использования услуг. Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуги. Перечень мер, применяемых в отношении услуг организации, риск использования которых в целях ОД/ФТ/ФРОМУ оценивается как повышенный.
  • Риск, связанный с технологиями предоставления услуг.
  • Матрица выявления и оценки риска легализации. Организация системы управления риском легализации.
  • Меры, которые необходимо предпринимать организации (ИП) с целью управления рисками легализации.
  • Предупредительные мероприятия, направленные на минимизацию риска легализации.

Блок 3: Финансовый мониторинг.

11.4. Программа выявления операций.

  • Основные положения.
  • Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии выявления. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Операции, подлежащие документальному фиксированию. Критерии выявления. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Признаки необычных операций сделок. Порядок выявления разовых операций и (или) совокупности операций  (сделок) клиента, которые могут быть направлены на отмывание доходов или финансирование терроризма, а также порядок выявления подозрительной деятельности клиента. Изменения в Федеральном закона № 115-ФЗ. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Меры, которые необходимо применять в отношении подозрительного клиента и его операций.

11.5. Программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества.

  • Определение замораживания (блокирования) денежных средств и (или) иного имущества. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества на практике.
  • Фиксирование результатов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества.
  • Проверка по перечням экстремистов, лиц, причастных к финансированию терроризма и лиц, причастных к финансированию распространения оружия массового уничтожения. Права и обязанности. Сроки, способы и порядки фиксирования сведений о результатах проверки. Представление сведений о результатах проверки в Росфинмониторинг.

11.6. Программа приостановления операций.

  • Что есть приостановление операций. В чем отличие приостановления операций от замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества.
  • Сроки и способы приостановления операций.
  • Предоставление сведений в Росфинмониторинг.

11.7. Программа по отказам.

  • Право на отказ. Как и когда его реализовывать. Информирование клиентов об отказе.
  • Факторы, влияющие на решение об отказе.
  • Порядок и сроки представления сведений в Росфинмониторинг.
  • Учет информации об отказах.

11.8. Программа работы с документами клиентов.

  • Права и обязанности клиентов, которым отказали в исполнении распоряжения о совершении операции.
  • Механизм внесудебного урегулирования споров из-за отказа. Взаимодействие с межведомственной комиссией.
  • Порядок и сроки изучения документов клиентов.
  • Устранение оснований для отказа.

11.9. Правила внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Блоки 4: Иные права и обязанности организаций (ИП) по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.9. Программа по обучению сотрудников.

  • Перечень сотрудников, подлежащих обучению.
  • Программа обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Формы обучения сотрудников.
  • Внутреннее и внешнее обучение.
  • Проверка знаний сотрудников.
  • Учет и хранение документов об обучении.

11.10. Проверка системы внутреннего контроля. Сроки и способы проведения проверки. Фиксирование сведений о результатах проверки.

11.11. Обеспечение конфиденциальности информации. О чем разрешено информировать клиентов.

11.12. Хранение документов. Хранение ФЭС. Сроки и способы хранения информации.

Блок 5: Типовые схемы, используемые в ОД/ФТ и их признаки.

  1. Модели отмывания денежных средств.
  • Современные схемы отмывания денежных средств. Типовые способы отмывания. Примеры.
  • Основные признаки операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов.
  • Три наиболее популярные схемы отмывания доходов, с использованием ресурсов современной организации (ИП).

Блок 6: Ответственность.

  1. Меры ответственности за нарушение законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Что будет, если не обновлять правила внутреннего контроля, не заходить в Личный кабинет, нарушать сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг, не назначать специальное должностное лицо, не проходить обучение и прочее?
  • Что будет, если вообще не направлять информацию об операциях в Росфинмониторинг?
  • Что будет, если не работать со списками террористов/экстремистов, и не применять меня по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества или не приостанавливать операции?
  • Что будет, если не сообщить в Росфинмониторинг об отказе в исполнении распоряжения клиента на совершение операции?
  • Что будет, если не отвечать на запросы Росфинмониторинга?
  • Что будет, если не пустить проверяющих для проверки?
  • Что будет, если не отвечать на предписания об устранении нарушений?
  • Что будет, если из-за того, что организация не выполняла требования законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ было совершено финансирование терроризма или осуществлена легализация?
  • Кого привлекут к ответственности за нарушения законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ. Кого могут оштрафовать.

Наименование программы обучения: Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Программа инструктажа:

Блок 1: Основы ПОД/ФТ/ФРОМУ

  1. История отмывания доходов: истоки отмывания доходов, первые преступления, предшествующие легализации, легенда о прачечных Аль Капоне.
  2. Легализация доходов: определение легализации в Российской Федерации, раскрытие сути процесса легализации.
  3. Предикатные преступления: преступления, предшествующие легализации.
  4. Финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения. Ответ на вопрос: Почему финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения стоят в один ряд с отмыванием доходов?
  5. Международные основы ПОД/ФТ/ФРОМУ: Конвенции ООН, Конвенции Совета Европы, Группа ФАТФ, Группа ЭГМОНТ, Вольфсбергская группа.
  6. Верховенство нормативных правовых актов.
  7. Регулирование ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации: Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, о Федеральной службе по финансовому мониторингу, о Банке России.
  8. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ: что регулирует, на кого распространяется, меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации.
  9. Организация системы ПОД/ФТ/ФРОМУ:
  • Назначение специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (Ответственного сотрудника),
  • Регистрация Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.

Блок 2: Права и обязанности организаций (ИП), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

  1. Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Организации (ИП). Общие положения.
  2. Программы правил внутреннего контроля:

11.1. Программа организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ:

  • Уровни функционирования системы ПОД/ФТ/ФРОМУ в Организации (у ИП),
  • Права и обязанности единоличного исполнительного органа (генерального директора) по ПОД/ФТ/ФРОМУ (ИП).
  • Требования к организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ: требования к наличию подразделения по ПОД/ФТ/ФРОМУ в организации, квалификационные требования к Ответственным сотрудникам. Требования к деловой репутации Ответственных сотрудников. Уведомление в Банк России. Совмещению функций Ответственного сотрудника внутри организации и внешнее совмещение обязанностей.
  • Права и обязанности Ответственного сотрудника по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Замещение Ответственного сотрудника.
  • Права и обязанности других сотрудников организации по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Типовые нарушения, допускаемые организациями (ИП) при разработке программы организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.2. Программа идентификации:

  • Определения: клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец, иностранная структура без образования юридического лица.
  • Права организации (ИП) при взаимодействии с клиентами.
  • Идентификация: Порядок проведения идентификации. Модель идентификации.
  • Случаи, при которых идентификация не проводится.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении физических лиц. Документы, удостоверяющие личность граждан Российской Федерации. Документы, удостоверяющие личность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении ИП, адвокатов, нотариусов.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении юридических лиц.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении иностранной структуры без образования юридического лица.
  • Требования к документам клиентов в рамках идентификации.
  • Бенефициарные владельцы: Способы сокрытия бенефициаров. Риски, связанные с бенефициарами. Бенефициарные владельцы физических лиц. Выявление и идентификация бенефициарных владельцев. Случаи, при которых идентификация бенефициарных владельцев не проводится. Какие документы необходимо использовать для идентификации бенефициарных владельцев. Нарушения, допускаемые при выявлении и идентификации бенефициарных владельцев.
  • Публичные должностные лица: Определения российского публичного должностного лица, иностранного публичного должностного лица, должностного лица публичной международной организации, лица, связанного с публичным должностным лицом (родственники). Мероприятия, которые необходимо проводить с целью выявления публичных должностных лиц. Проблемы, которые могут возникнут при выявлении и идентификации публичных должностных лиц.
  • Проверка достоверности представленных клиентом сведений. Перечень ресурсов, которые организация (ИП) обязаны использовать при проведении идентификации.
  • Фиксирование сведений. Анкеты/Досье клиентов.
  • Обновление сведений. Формы и способы обновления сведений.
  • Изучение клиента. Способы установления информации в целях изучения клиента. Документы, которые необходимо получать в целях определения финансового положения клиента. Оценка деловой репутации: способы оценки, типовые нарушения, допускаемые при оценке деловой репутации клиента. Источники происхождения денежных: способы получения, права и обязанность организации (ИП). Документы клиентов, срок регистрации которых не превышает 3 месяцев. Документы клиентов – нерезидентов.
  • Упрощенная идентификация.
  • «Удаленная идентификация»/Идентификация с использованием простой электронной подписи (ПЭП). Способы, формы фиксирования сведений. Как организовать.
  • Передача идентификации третьим лицам (кредитной организации/агенту).
  • Обмен идентификационной информацией в рамках банковской группы или банковского холдинга. Целевые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.3. Программа оценки риска клиента.

  • Порядок выявления и оценка риска клиента. Категории и факторы, влияющие на степень (уровень) риска клиента. Способы получения и составления списков для проверки и присваивания степени риска клиента.
  • Порядок присвоения и пересмотра степени риска клиента.
  • Порядок учета и фиксирования результатов оценки риска клиента.
  • Перечень мер, применяемых в отношении операций клиентов с повышенным уровнем риска.
  • Методика выявления и оценки риска использования услуг организации в целях ОД/ФТ/ФРОМУ. Критерии оценки риска использования услуги в ОД/ФТ. Порядок присвоения степени (уровня) риска использования услуг. Порядок учета и документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг. Порядок пересмотра степени (уровня) риска использования услуг. Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуги. Перечень мер, применяемых в отношении услуг организации, риск использования которых в целях ОД/ФТ/ФРОМУ оценивается как повышенный.
  • Риск, связанный с технологиями предоставления услуг.
  • Матрица выявления и оценки риска легализации. Организация системы управления риском легализации.
  • Меры, которые необходимо предпринимать организации (ИП) с целью управления рисками легализации.
  • Предупредительные мероприятия, направленные на минимизацию риска легализации.

Блок 3: Финансовый мониторинг.

11.4. Программа выявления операций.

  • Основные положения.
  • Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии выявления. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Операции, подлежащие документальному фиксированию. Критерии выявления. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Признаки необычных операций сделок. Порядок выявления разовых операций и (или) совокупности операций  (сделок) клиента, которые могут быть направлены на отмывание доходов или финансирование терроризма, а также порядок выявления подозрительной деятельности клиента. Изменения в Федеральном закона № 115-ФЗ. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Меры, которые необходимо применять в отношении подозрительного клиента и его операций.

11.5. Программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества.

  • Определение замораживания (блокирования) денежных средств и (или) иного имущества. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества на практике.
  • Фиксирование результатов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества.
  • Проверка по перечням экстремистов, лиц, причастных к финансированию терроризма и лиц, причастных к финансированию распространения оружия массового уничтожения. Права и обязанности. Сроки, способы и порядки фиксирования сведений о результатах проверки. Представление сведений о результатах проверки в Росфинмониторинг.

11.6. Программа приостановления операций.

  • Что есть приостановление операций. В чем отличие приостановления операций от замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества.
  • Сроки и способы приостановления операций.
  • Предоставление сведений в Росфинмониторинг.

11.7. Программа по отказам.

  • Право на отказ. Как и когда его реализовывать. Информирование клиентов об отказе.
  • Факторы, влияющие на решение об отказе.
  • Порядок и сроки представления сведений в Росфинмониторинг.
  • Учет информации об отказах.

11.8. Программа работы с документами клиентов.

  • Права и обязанности клиентов, которым отказали в исполнении распоряжения о совершении операции.
  • Механизм внесудебного урегулирования споров из-за отказа. Взаимодействие с межведомственной комиссией.
  • Порядок и сроки изучения документов клиентов.
  • Устранение оснований для отказа.

11.9. Правила внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Блоки 4: Иные права и обязанности организаций (ИП) по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.9. Программа по обучению сотрудников.

  • Перечень сотрудников, подлежащих обучению.
  • Программа обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Формы обучения сотрудников.
  • Внутреннее и внешнее обучение.
  • Проверка знаний сотрудников.
  • Учет и хранение документов об обучении.

11.10. Проверка системы внутреннего контроля. Сроки и способы проведения проверки. Фиксирование сведений о результатах проверки.

11.11. Обеспечение конфиденциальности информации. О чем разрешено информировать клиентов.

11.12. Хранение документов. Хранение ФЭС. Сроки и способы хранения информации.

Блок 5: Типовые схемы, используемые в ОД/ФТ и их признаки.

  1. Модели отмывания денежных средств.
  • Современные схемы отмывания денежных средств. Типовые способы отмывания. Примеры.
  • Основные признаки операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов.
  • Три наиболее популярные схемы отмывания доходов, с использованием ресурсов современной организации (ИП).

Блок 6: Ответственность.

  1. Меры ответственности за нарушение законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Что будет, если не обновлять правила внутреннего контроля, не заходить в Личный кабинет, нарушать сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг, не назначать специальное должностное лицо, не проходить обучение и прочее?
  • Что будет, если вообще не направлять информацию об операциях в Росфинмониторинг?
  • Что будет, если не работать со списками террористов/экстремистов, и не применять меня по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества или не приостанавливать операции?
  • Что будет, если не сообщить в Росфинмониторинг об отказе в исполнении распоряжения клиента на совершение операции?
  • Что будет, если не отвечать на запросы Росфинмониторинга?
  • Что будет, если не пустить проверяющих для проверки?
  • Что будет, если не отвечать на предписания об устранении нарушений?
  • Что будет, если из-за того, что организация не выполняла требования законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ было совершено финансирование терроризма или осуществлена легализация?
  • Кого привлекут к ответственности за нарушения законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ. Кого могут оштрафовать.

Наименование программы обучения: Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Программа инструктажа:

Блок 1: Основы ПОД/ФТ/ФРОМУ

  1. История отмывания доходов: истоки отмывания доходов, первые преступления, предшествующие легализации, легенда о прачечных Аль Капоне.
  2. Легализация доходов: определение легализации в Российской Федерации, раскрытие сути процесса легализации.
  3. Предикатные преступления: преступления, предшествующие легализации.
  4. Финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения. Ответ на вопрос: Почему финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения стоят в один ряд с отмыванием доходов?
  5. Международные основы ПОД/ФТ/ФРОМУ: Конвенции ООН, Конвенции Совета Европы, Группа ФАТФ, Группа ЭГМОНТ, Вольфсбергская группа.
  6. Верховенство нормативных правовых актов.
  7. Регулирование ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации: Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, о Федеральной службе по финансовому мониторингу, о Банке России.
  8. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ: что регулирует, на кого распространяется, меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации.
  9. Организация системы ПОД/ФТ/ФРОМУ:
  • Назначение специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (Ответственного сотрудника),
  • Регистрация Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.

Блок 2: Права и обязанности организаций (ИП), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

  1. Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Организации (ИП). Общие положения.
  2. Программы правил внутреннего контроля:

11.1. Программа организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ:

  • Уровни функционирования системы ПОД/ФТ/ФРОМУ в Организации (у ИП),
  • Права и обязанности единоличного исполнительного органа (генерального директора) по ПОД/ФТ/ФРОМУ (ИП).
  • Требования к организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ: требования к наличию подразделения по ПОД/ФТ/ФРОМУ в организации, квалификационные требования к Ответственным сотрудникам. Требования к деловой репутации Ответственных сотрудников. Уведомление в Банк России. Совмещению функций Ответственного сотрудника внутри организации и внешнее совмещение обязанностей.
  • Права и обязанности Ответственного сотрудника по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Замещение Ответственного сотрудника.
  • Права и обязанности других сотрудников организации по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Типовые нарушения, допускаемые организациями (ИП) при разработке программы организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.2. Программа идентификации:

  • Определения: клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец, иностранная структура без образования юридического лица.
  • Права организации (ИП) при взаимодействии с клиентами.
  • Идентификация: Порядок проведения идентификации. Модель идентификации.
  • Случаи, при которых идентификация не проводится.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении физических лиц. Документы, удостоверяющие личность граждан Российской Федерации. Документы, удостоверяющие личность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении ИП, адвокатов, нотариусов.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении юридических лиц.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении иностранной структуры без образования юридического лица.
  • Требования к документам клиентов в рамках идентификации.
  • Бенефициарные владельцы: Способы сокрытия бенефициаров. Риски, связанные с бенефициарами. Бенефициарные владельцы физических лиц. Выявление и идентификация бенефициарных владельцев. Случаи, при которых идентификация бенефициарных владельцев не проводится. Какие документы необходимо использовать для идентификации бенефициарных владельцев. Нарушения, допускаемые при выявлении и идентификации бенефициарных владельцев.
  • Публичные должностные лица: Определения российского публичного должностного лица, иностранного публичного должностного лица, должностного лица публичной международной организации, лица, связанного с публичным должностным лицом (родственники). Мероприятия, которые необходимо проводить с целью выявления публичных должностных лиц. Проблемы, которые могут возникнут при выявлении и идентификации публичных должностных лиц.
  • Проверка достоверности представленных клиентом сведений. Перечень ресурсов, которые организация (ИП) обязаны использовать при проведении идентификации.
  • Фиксирование сведений. Анкеты/Досье клиентов.
  • Обновление сведений. Формы и способы обновления сведений.
  • Изучение клиента. Способы установления информации в целях изучения клиента. Документы, которые необходимо получать в целях определения финансового положения клиента. Оценка деловой репутации: способы оценки, типовые нарушения, допускаемые при оценке деловой репутации клиента. Источники происхождения денежных: способы получения, права и обязанность организации (ИП). Документы клиентов, срок регистрации которых не превышает 3 месяцев. Документы клиентов – нерезидентов.
  • Упрощенная идентификация.
  • «Удаленная идентификация»/Идентификация с использованием простой электронной подписи (ПЭП). Способы, формы фиксирования сведений. Как организовать.
  • Передача идентификации третьим лицам (кредитной организации/агенту).
  • Обмен идентификационной информацией в рамках банковской группы или банковского холдинга. Целевые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.3. Программа оценки риска клиента.

  • Порядок выявления и оценка риска клиента. Категории и факторы, влияющие на степень (уровень) риска клиента. Способы получения и составления списков для проверки и присваивания степени риска клиента.
  • Порядок присвоения и пересмотра степени риска клиента.
  • Порядок учета и фиксирования результатов оценки риска клиента.
  • Перечень мер, применяемых в отношении операций клиентов с повышенным уровнем риска.
  • Методика выявления и оценки риска использования услуг организации в целях ОД/ФТ/ФРОМУ. Критерии оценки риска использования услуги в ОД/ФТ. Порядок присвоения степени (уровня) риска использования услуг. Порядок учета и документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг. Порядок пересмотра степени (уровня) риска использования услуг. Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуги. Перечень мер, применяемых в отношении услуг организации, риск использования которых в целях ОД/ФТ/ФРОМУ оценивается как повышенный.
  • Риск, связанный с технологиями предоставления услуг.
  • Матрица выявления и оценки риска легализации. Организация системы управления риском легализации.
  • Меры, которые необходимо предпринимать организации (ИП) с целью управления рисками легализации.
  • Предупредительные мероприятия, направленные на минимизацию риска легализации.

Блок 3: Финансовый мониторинг.

11.4. Программа выявления операций.

  • Основные положения.
  • Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии выявления. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Операции, подлежащие документальному фиксированию. Критерии выявления. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Признаки необычных операций сделок. Порядок выявления разовых операций и (или) совокупности операций  (сделок) клиента, которые могут быть направлены на отмывание доходов или финансирование терроризма, а также порядок выявления подозрительной деятельности клиента. Изменения в Федеральном закона № 115-ФЗ. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Меры, которые необходимо применять в отношении подозрительного клиента и его операций.

11.5. Программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества.

  • Определение замораживания (блокирования) денежных средств и (или) иного имущества. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества на практике.
  • Фиксирование результатов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества.
  • Проверка по перечням экстремистов, лиц, причастных к финансированию терроризма и лиц, причастных к финансированию распространения оружия массового уничтожения. Права и обязанности. Сроки, способы и порядки фиксирования сведений о результатах проверки. Представление сведений о результатах проверки в Росфинмониторинг.

11.6. Программа приостановления операций.

  • Что есть приостановление операций. В чем отличие приостановления операций от замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества.
  • Сроки и способы приостановления операций.
  • Предоставление сведений в Росфинмониторинг.

11.7. Программа по отказам.

  • Право на отказ. Как и когда его реализовывать. Информирование клиентов об отказе.
  • Факторы, влияющие на решение об отказе.
  • Порядок и сроки представления сведений в Росфинмониторинг.
  • Учет информации об отказах.

11.8. Программа работы с документами клиентов.

  • Права и обязанности клиентов, которым отказали в исполнении распоряжения о совершении операции.
  • Механизм внесудебного урегулирования споров из-за отказа. Взаимодействие с межведомственной комиссией.
  • Порядок и сроки изучения документов клиентов.
  • Устранение оснований для отказа.

11.9. Правила внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Блоки 4: Иные права и обязанности организаций (ИП) по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.9. Программа по обучению сотрудников.

  • Перечень сотрудников, подлежащих обучению.
  • Программа обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Формы обучения сотрудников.
  • Внутреннее и внешнее обучение.
  • Проверка знаний сотрудников.
  • Учет и хранение документов об обучении.

11.10. Проверка системы внутреннего контроля. Сроки и способы проведения проверки. Фиксирование сведений о результатах проверки.

11.11. Обеспечение конфиденциальности информации. О чем разрешено информировать клиентов.

11.12. Хранение документов. Хранение ФЭС. Сроки и способы хранения информации.

Блок 5: Типовые схемы, используемые в ОД/ФТ и их признаки.

  1. Модели отмывания денежных средств.
  • Современные схемы отмывания денежных средств. Типовые способы отмывания. Примеры.
  • Основные признаки операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов.
  • Три наиболее популярные схемы отмывания доходов, с использованием ресурсов современной организации (ИП).

Блок 6: Ответственность.

  1. Меры ответственности за нарушение законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Что будет, если не обновлять правила внутреннего контроля, не заходить в Личный кабинет, нарушать сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг, не назначать специальное должностное лицо, не проходить обучение и прочее?
  • Что будет, если вообще не направлять информацию об операциях в Росфинмониторинг?
  • Что будет, если не работать со списками террористов/экстремистов, и не применять меня по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества или не приостанавливать операции?
  • Что будет, если не сообщить в Росфинмониторинг об отказе в исполнении распоряжения клиента на совершение операции?
  • Что будет, если не отвечать на запросы Росфинмониторинга?
  • Что будет, если не пустить проверяющих для проверки?
  • Что будет, если не отвечать на предписания об устранении нарушений?
  • Что будет, если из-за того, что организация не выполняла требования законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ было совершено финансирование терроризма или осуществлена легализация?
  • Кого привлекут к ответственности за нарушения законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ. Кого могут оштрафовать.

Наименование программы обучения: Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Программа инструктажа:

Блок 1: Основы ПОД/ФТ/ФРОМУ

  1. История отмывания доходов: истоки отмывания доходов, первые преступления, предшествующие легализации, легенда о прачечных Аль Капоне.
  2. Легализация доходов: определение легализации в Российской Федерации, раскрытие сути процесса легализации.
  3. Предикатные преступления: преступления, предшествующие легализации.
  4. Финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения. Ответ на вопрос: Почему финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения стоят в один ряд с отмыванием доходов?
  5. Международные основы ПОД/ФТ/ФРОМУ: Конвенции ООН, Конвенции Совета Европы, Группа ФАТФ, Группа ЭГМОНТ, Вольфсбергская группа.
  6. Верховенство нормативных правовых актов.
  7. Регулирование ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации: Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, о Федеральной службе по финансовому мониторингу, о Банке России.
  8. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ: что регулирует, на кого распространяется, меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации.
  9. Организация системы ПОД/ФТ/ФРОМУ:
  • Назначение специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (Ответственного сотрудника),
  • Регистрация Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.

Блок 2: Права и обязанности организаций (ИП), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

  1. Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Организации (ИП). Общие положения.
  2. Программы правил внутреннего контроля:

11.1. Программа организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ:

  • Уровни функционирования системы ПОД/ФТ/ФРОМУ в Организации (у ИП),
  • Права и обязанности единоличного исполнительного органа (генерального директора) по ПОД/ФТ/ФРОМУ (ИП).
  • Требования к организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ: требования к наличию подразделения по ПОД/ФТ/ФРОМУ в организации, квалификационные требования к Ответственным сотрудникам. Требования к деловой репутации Ответственных сотрудников. Уведомление в Банк России. Совмещению функций Ответственного сотрудника внутри организации и внешнее совмещение обязанностей.
  • Права и обязанности Ответственного сотрудника по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Замещение Ответственного сотрудника.
  • Права и обязанности других сотрудников организации по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Типовые нарушения, допускаемые организациями (ИП) при разработке программы организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.2. Программа идентификации:

  • Определения: клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец, иностранная структура без образования юридического лица.
  • Права организации (ИП) при взаимодействии с клиентами.
  • Идентификация: Порядок проведения идентификации. Модель идентификации.
  • Случаи, при которых идентификация не проводится.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении физических лиц. Документы, удостоверяющие личность граждан Российской Федерации. Документы, удостоверяющие личность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении ИП, адвокатов, нотариусов.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении юридических лиц.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении иностранной структуры без образования юридического лица.
  • Требования к документам клиентов в рамках идентификации.
  • Бенефициарные владельцы: Способы сокрытия бенефициаров. Риски, связанные с бенефициарами. Бенефициарные владельцы физических лиц. Выявление и идентификация бенефициарных владельцев. Случаи, при которых идентификация бенефициарных владельцев не проводится. Какие документы необходимо использовать для идентификации бенефициарных владельцев. Нарушения, допускаемые при выявлении и идентификации бенефициарных владельцев.
  • Публичные должностные лица: Определения российского публичного должностного лица, иностранного публичного должностного лица, должностного лица публичной международной организации, лица, связанного с публичным должностным лицом (родственники). Мероприятия, которые необходимо проводить с целью выявления публичных должностных лиц. Проблемы, которые могут возникнут при выявлении и идентификации публичных должностных лиц.
  • Проверка достоверности представленных клиентом сведений. Перечень ресурсов, которые организация (ИП) обязаны использовать при проведении идентификации.
  • Фиксирование сведений. Анкеты/Досье клиентов.
  • Обновление сведений. Формы и способы обновления сведений.
  • Изучение клиента. Способы установления информации в целях изучения клиента. Документы, которые необходимо получать в целях определения финансового положения клиента. Оценка деловой репутации: способы оценки, типовые нарушения, допускаемые при оценке деловой репутации клиента. Источники происхождения денежных: способы получения, права и обязанность организации (ИП). Документы клиентов, срок регистрации которых не превышает 3 месяцев. Документы клиентов – нерезидентов.
  • Упрощенная идентификация.
  • «Удаленная идентификация»/Идентификация с использованием простой электронной подписи (ПЭП). Способы, формы фиксирования сведений. Как организовать.
  • Передача идентификации третьим лицам (кредитной организации/агенту).
  • Обмен идентификационной информацией в рамках банковской группы или банковского холдинга. Целевые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.3. Программа оценки риска клиента.

  • Порядок выявления и оценка риска клиента. Категории и факторы, влияющие на степень (уровень) риска клиента. Способы получения и составления списков для проверки и присваивания степени риска клиента.
  • Порядок присвоения и пересмотра степени риска клиента.
  • Порядок учета и фиксирования результатов оценки риска клиента.
  • Перечень мер, применяемых в отношении операций клиентов с повышенным уровнем риска.
  • Методика выявления и оценки риска использования услуг организации в целях ОД/ФТ/ФРОМУ. Критерии оценки риска использования услуги в ОД/ФТ. Порядок присвоения степени (уровня) риска использования услуг. Порядок учета и документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг. Порядок пересмотра степени (уровня) риска использования услуг. Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуги. Перечень мер, применяемых в отношении услуг организации, риск использования которых в целях ОД/ФТ/ФРОМУ оценивается как повышенный.
  • Риск, связанный с технологиями предоставления услуг.
  • Матрица выявления и оценки риска легализации. Организация системы управления риском легализации.
  • Меры, которые необходимо предпринимать организации (ИП) с целью управления рисками легализации.
  • Предупредительные мероприятия, направленные на минимизацию риска легализации.

Блок 3: Финансовый мониторинг.

11.4. Программа выявления операций.

  • Основные положения.
  • Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии выявления. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Операции, подлежащие документальному фиксированию. Критерии выявления. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Признаки необычных операций сделок. Порядок выявления разовых операций и (или) совокупности операций  (сделок) клиента, которые могут быть направлены на отмывание доходов или финансирование терроризма, а также порядок выявления подозрительной деятельности клиента. Изменения в Федеральном закона № 115-ФЗ. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Меры, которые необходимо применять в отношении подозрительного клиента и его операций.

11.5. Программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества.

  • Определение замораживания (блокирования) денежных средств и (или) иного имущества. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества на практике.
  • Фиксирование результатов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества.
  • Проверка по перечням экстремистов, лиц, причастных к финансированию терроризма и лиц, причастных к финансированию распространения оружия массового уничтожения. Права и обязанности. Сроки, способы и порядки фиксирования сведений о результатах проверки. Представление сведений о результатах проверки в Росфинмониторинг.

11.6. Программа приостановления операций.

  • Что есть приостановление операций. В чем отличие приостановления операций от замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества.
  • Сроки и способы приостановления операций.
  • Предоставление сведений в Росфинмониторинг.

11.7. Программа по отказам.

  • Право на отказ. Как и когда его реализовывать. Информирование клиентов об отказе.
  • Факторы, влияющие на решение об отказе.
  • Порядок и сроки представления сведений в Росфинмониторинг.
  • Учет информации об отказах.

11.8. Программа работы с документами клиентов.

  • Права и обязанности клиентов, которым отказали в исполнении распоряжения о совершении операции.
  • Механизм внесудебного урегулирования споров из-за отказа. Взаимодействие с межведомственной комиссией.
  • Порядок и сроки изучения документов клиентов.
  • Устранение оснований для отказа.

11.9. Правила внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Блоки 4: Иные права и обязанности организаций (ИП) по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.9. Программа по обучению сотрудников.

  • Перечень сотрудников, подлежащих обучению.
  • Программа обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Формы обучения сотрудников.
  • Внутреннее и внешнее обучение.
  • Проверка знаний сотрудников.
  • Учет и хранение документов об обучении.

11.10. Проверка системы внутреннего контроля. Сроки и способы проведения проверки. Фиксирование сведений о результатах проверки.

11.11. Обеспечение конфиденциальности информации. О чем разрешено информировать клиентов.

11.12. Хранение документов. Хранение ФЭС. Сроки и способы хранения информации.

Блок 5: Типовые схемы, используемые в ОД/ФТ и их признаки.

  1. Модели отмывания денежных средств.
  • Современные схемы отмывания денежных средств. Типовые способы отмывания. Примеры.
  • Основные признаки операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов.
  • Три наиболее популярные схемы отмывания доходов, с использованием ресурсов современной организации (ИП).

Блок 6: Ответственность.

  1. Меры ответственности за нарушение законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Что будет, если не обновлять правила внутреннего контроля, не заходить в Личный кабинет, нарушать сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг, не назначать специальное должностное лицо, не проходить обучение и прочее?
  • Что будет, если вообще не направлять информацию об операциях в Росфинмониторинг?
  • Что будет, если не работать со списками террористов/экстремистов, и не применять меня по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества или не приостанавливать операции?
  • Что будет, если не сообщить в Росфинмониторинг об отказе в исполнении распоряжения клиента на совершение операции?
  • Что будет, если не отвечать на запросы Росфинмониторинга?
  • Что будет, если не пустить проверяющих для проверки?
  • Что будет, если не отвечать на предписания об устранении нарушений?
  • Что будет, если из-за того, что организация не выполняла требования законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ было совершено финансирование терроризма или осуществлена легализация?
  • Кого привлекут к ответственности за нарушения законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ. Кого могут оштрафовать.

Наименование программы обучения: Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Программа инструктажа:

Блок 1: Основы ПОД/ФТ/ФРОМУ

  1. История отмывания доходов: истоки отмывания доходов, первые преступления, предшествующие легализации, легенда о прачечных Аль Капоне.
  2. Легализация доходов: определение легализации в Российской Федерации, раскрытие сути процесса легализации.
  3. Предикатные преступления: преступления, предшествующие легализации.
  4. Финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения. Ответ на вопрос: Почему финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения стоят в один ряд с отмыванием доходов?
  5. Международные основы ПОД/ФТ/ФРОМУ: Конвенции ООН, Конвенции Совета Европы, Группа ФАТФ, Группа ЭГМОНТ, Вольфсбергская группа.
  6. Верховенство нормативных правовых актов.
  7. Регулирование ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации: Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, о Федеральной службе по финансовому мониторингу, о Банке России.
  8. Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ: что регулирует, на кого распространяется, меры, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации.
  9. Организация системы ПОД/ФТ/ФРОМУ:
  • Назначение специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (Ответственного сотрудника),
  • Регистрация Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга.

Блок 2: Права и обязанности организаций (ИП), осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

  1. Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ Организации (ИП). Общие положения.
  2. Программы правил внутреннего контроля:

11.1. Программа организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ:

  • Уровни функционирования системы ПОД/ФТ/ФРОМУ в Организации (у ИП),
  • Права и обязанности единоличного исполнительного органа (генерального директора) по ПОД/ФТ/ФРОМУ (ИП).
  • Требования к организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ: требования к наличию подразделения по ПОД/ФТ/ФРОМУ в организации, квалификационные требования к Ответственным сотрудникам. Требования к деловой репутации Ответственных сотрудников. Уведомление в Банк России. Совмещению функций Ответственного сотрудника внутри организации и внешнее совмещение обязанностей.
  • Права и обязанности Ответственного сотрудника по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Замещение Ответственного сотрудника.
  • Права и обязанности других сотрудников организации по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Типовые нарушения, допускаемые организациями (ИП) при разработке программы организации системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.2. Программа идентификации:

  • Определения: клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец, иностранная структура без образования юридического лица.
  • Права организации (ИП) при взаимодействии с клиентами.
  • Идентификация: Порядок проведения идентификации. Модель идентификации.
  • Случаи, при которых идентификация не проводится.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении физических лиц. Документы, удостоверяющие личность граждан Российской Федерации. Документы, удостоверяющие личность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении ИП, адвокатов, нотариусов.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении юридических лиц.
  • Сведения, которые организация обязана получить в рамках идентификации в отношении иностранной структуры без образования юридического лица.
  • Требования к документам клиентов в рамках идентификации.
  • Бенефициарные владельцы: Способы сокрытия бенефициаров. Риски, связанные с бенефициарами. Бенефициарные владельцы физических лиц. Выявление и идентификация бенефициарных владельцев. Случаи, при которых идентификация бенефициарных владельцев не проводится. Какие документы необходимо использовать для идентификации бенефициарных владельцев. Нарушения, допускаемые при выявлении и идентификации бенефициарных владельцев.
  • Публичные должностные лица: Определения российского публичного должностного лица, иностранного публичного должностного лица, должностного лица публичной международной организации, лица, связанного с публичным должностным лицом (родственники). Мероприятия, которые необходимо проводить с целью выявления публичных должностных лиц. Проблемы, которые могут возникнут при выявлении и идентификации публичных должностных лиц.
  • Проверка достоверности представленных клиентом сведений. Перечень ресурсов, которые организация (ИП) обязаны использовать при проведении идентификации.
  • Фиксирование сведений. Анкеты/Досье клиентов.
  • Обновление сведений. Формы и способы обновления сведений.
  • Изучение клиента. Способы установления информации в целях изучения клиента. Документы, которые необходимо получать в целях определения финансового положения клиента. Оценка деловой репутации: способы оценки, типовые нарушения, допускаемые при оценке деловой репутации клиента. Источники происхождения денежных: способы получения, права и обязанность организации (ИП). Документы клиентов, срок регистрации которых не превышает 3 месяцев. Документы клиентов – нерезидентов.
  • Упрощенная идентификация.
  • «Удаленная идентификация»/Идентификация с использованием простой электронной подписи (ПЭП). Способы, формы фиксирования сведений. Как организовать.
  • Передача идентификации третьим лицам (кредитной организации/агенту).
  • Обмен идентификационной информацией в рамках банковской группы или банковского холдинга. Целевые правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.3. Программа оценки риска клиента.

  • Порядок выявления и оценка риска клиента. Категории и факторы, влияющие на степень (уровень) риска клиента. Способы получения и составления списков для проверки и присваивания степени риска клиента.
  • Порядок присвоения и пересмотра степени риска клиента.
  • Порядок учета и фиксирования результатов оценки риска клиента.
  • Перечень мер, применяемых в отношении операций клиентов с повышенным уровнем риска.
  • Методика выявления и оценки риска использования услуг организации в целях ОД/ФТ/ФРОМУ. Критерии оценки риска использования услуги в ОД/ФТ. Порядок присвоения степени (уровня) риска использования услуг. Порядок учета и документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг. Порядок пересмотра степени (уровня) риска использования услуг. Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуги. Перечень мер, применяемых в отношении услуг организации, риск использования которых в целях ОД/ФТ/ФРОМУ оценивается как повышенный.
  • Риск, связанный с технологиями предоставления услуг.
  • Матрица выявления и оценки риска легализации. Организация системы управления риском легализации.
  • Меры, которые необходимо предпринимать организации (ИП) с целью управления рисками легализации.
  • Предупредительные мероприятия, направленные на минимизацию риска легализации.

Блок 3: Финансовый мониторинг.

11.4. Программа выявления операций.

  • Основные положения.
  • Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии выявления. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Операции, подлежащие документальному фиксированию. Критерии выявления. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Признаки необычных операций сделок. Порядок выявления разовых операций и (или) совокупности операций  (сделок) клиента, которые могут быть направлены на отмывание доходов или финансирование терроризма, а также порядок выявления подозрительной деятельности клиента. Изменения в Федеральном закона № 115-ФЗ. Порядок фиксирования. Сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг.
  • Меры, которые необходимо применять в отношении подозрительного клиента и его операций.

11.5. Программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества.

  • Определение замораживания (блокирования) денежных средств и (или) иного имущества. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества на практике.
  • Фиксирование результатов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества.
  • Проверка по перечням экстремистов, лиц, причастных к финансированию терроризма и лиц, причастных к финансированию распространения оружия массового уничтожения. Права и обязанности. Сроки, способы и порядки фиксирования сведений о результатах проверки. Представление сведений о результатах проверки в Росфинмониторинг.

11.6. Программа приостановления операций.

  • Что есть приостановление операций. В чем отличие приостановления операций от замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества.
  • Сроки и способы приостановления операций.
  • Предоставление сведений в Росфинмониторинг.

11.7. Программа по отказам.

  • Право на отказ. Как и когда его реализовывать. Информирование клиентов об отказе.
  • Факторы, влияющие на решение об отказе.
  • Порядок и сроки представления сведений в Росфинмониторинг.
  • Учет информации об отказах.

11.8. Программа работы с документами клиентов.

  • Права и обязанности клиентов, которым отказали в исполнении распоряжения о совершении операции.
  • Механизм внесудебного урегулирования споров из-за отказа. Взаимодействие с межведомственной комиссией.
  • Порядок и сроки изучения документов клиентов.
  • Устранение оснований для отказа.

11.9. Правила внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Блоки 4: Иные права и обязанности организаций (ИП) по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

11.9. Программа по обучению сотрудников.

  • Перечень сотрудников, подлежащих обучению.
  • Программа обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Формы обучения сотрудников.
  • Внутреннее и внешнее обучение.
  • Проверка знаний сотрудников.
  • Учет и хранение документов об обучении.

11.10. Проверка системы внутреннего контроля. Сроки и способы проведения проверки. Фиксирование сведений о результатах проверки.

11.11. Обеспечение конфиденциальности информации. О чем разрешено информировать клиентов.

11.12. Хранение документов. Хранение ФЭС. Сроки и способы хранения информации.

Блок 5: Типовые схемы, используемые в ОД/ФТ и их признаки.

  1. Модели отмывания денежных средств.
  • Современные схемы отмывания денежных средств. Типовые способы отмывания. Примеры.
  • Основные признаки операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов.
  • Три наиболее популярные схемы отмывания доходов, с использованием ресурсов современной организации (ИП).

Блок 6: Ответственность.

  1. Меры ответственности за нарушение законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  • Что будет, если не обновлять правила внутреннего контроля, не заходить в Личный кабинет, нарушать сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг, не назначать специальное должностное лицо, не проходить обучение и прочее?
  • Что будет, если вообще не направлять информацию об операциях в Росфинмониторинг?
  • Что будет, если не работать со списками террористов/экстремистов, и не применять меня по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества или не приостанавливать операции?
  • Что будет, если не сообщить в Росфинмониторинг об отказе в исполнении распоряжения клиента на совершение операции?
  • Что будет, если не отвечать на запросы Росфинмониторинга?
  • Что будет, если не пустить проверяющих для проверки?
  • Что будет, если не отвечать на предписания об устранении нарушений?
  • Что будет, если из-за того, что организация не выполняла требования законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ было совершено финансирование терроризма или осуществлена легализация?
  • Кого привлекут к ответственности за нарушения законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ. Кого могут оштрафовать.
Елена Таран спикер ГБУ Малый бизнес Москвы

Лектор по обучению в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа - Таран Елена Михайловна

Генеральный директор ООО «СКЦ по 115-ФЗ»

Опыт работы в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ с 2011 г.

Опыт работы во внутреннем контроле, ПНИИИМР, риск-менеджменте

Спикер курса повышения
квалификации для обучения по ПОД/ФТ преподавателей
Международного сетевого института

Соорганизатор и спикер
Всероссийской online — конференции
по ПОД/ФТ «Подготовка к контрольно-надзорным мероприятиям по ПОД/ФТ»

Автор статей в журнале
«Акционерное общество», Право.ру, Гарант

Автор множества статей сайта amlclub.ru

Порядок получения свидетельства ПОД/ФТ о прохождении обучения в форме целевого инструктажа в целях ПОД/ФТ:

Мы получаем вашу заявку на целевой инструктаж ПОД/ФТ, формируем договор — счет (оферту) на оплату обучения по  в форме целевого инструктажа ПОД/ФТ.

   Вы оплачиваете счет на целевой инструктаж ПОД/ФТ (акцептуете оферту).

Мы направляем вам ссылку на вебинар по ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа, обучающие (раздаточные) материалы по ПОД/ФТ/ФРОМУ (инструкции, памятки, чек-листы) и иную информацию на электронный адрес.

    В назначенную дату вы подключаетесь к вебинару в форме целевого инструктажа ПОД/ФТ, слушаете, задаете интересующие вопросы лектору.

Мы готовим свидетельство ПОД/ФТ для Росфинмониторинга об обучении по 115-ФЗ в форме целевого инструктажа ПОД/ФТ. Направляем вам электронный образ свидетельства  в день проведения целевого инструктажа ПОД/ФТ на электронный адрес. Оригинал свидетельства по ПОД/ФТ направляем почтой по адресу, указанному в заявке или курьером (курьер оплачивается заказчиком).

         Мы передаем информацию о прохождении Вами целевого инструктажа ПОД/ФТ в МУМЦФМ — Учебный центр Росфинмониторинга, а Вы имеете закрытый доступ к записи вебинара по ПОД/ФТ и 115-ФЗ. 

Заявка на
целевой инструктаж ПОД/ФТ

Отправить заявку на
целевой инструктаж
в целях ПОД/ФТ

После того, как мы получим вашу
заявку на обучение в форме
целевого инструктажа по ПОД/ФТ,
наши сотрудники подготовят и
отправят счет-оферту на
указанный e-mail

Оплатить целевой инструктаж ПОД/ФТ

Вы можете оплатить целевой инструктаж в целях ПОД/ФТ картой.

При формировании заявки на обучение в форме целевого инструктажа в сфере ПОД/ФТ укажите способ оплаты: онлайн картой

Оплачивая обучение картой, Вы соглашаетесь со следующими документами:

Свидетельство о прохождении обучения в
форме целевого инструктажа по ПОД/ФТ:

После обучения мы выдаем Свидетельство об обучении по ПОД/ФТ
в форме целевого инструктажа.
Свидетельство ПОД/ФТ установленного образца.

Требования к выдаваемым документам об обучении по ПОД/ФТ
в форме целевого инструктажа закреплены в Приказе Росфинмониторинга от 19.07.2011 N 250
«Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций,
осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Внимание! Электронный образ свидетельства Ответственного сотрудника
(СДЛ) о прохождении обучения в форме целевого инструктажа ПОД/ФТ необходимо загрузить в
Личный кабинет организации (ИП) на сайте Росфинмониторинга.

свидетельство под фт

Преимущества прохождения целевого инструктажа ПОД/ФТ в ООО "СКЦ по 115-ФЗ"

Теоретическая база всегда подкрепляется кейсами из практики, примерами и рекомендациями. Наши специалисты имеют огромный опыт консультирования.

ak-img

Мы имеем возможность получить разъяснения. И всегда готовы вам предложить прослушать вебинар с лектором из надзорного органа.​

Если вы проводите обучение от 3х сотрудников и более, то стоимость каждого свидетельства об обучении снижается.

ak-img7

Мы всегда готовы провести обучение на заданную вами тему (Например, как формировать отчетность в Росфинмониторинг?)

После обучения вам будет доступна запись вебинара.​

ak-img

В тот же день вы сможете загрузить его в Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.

Всем нашим клиентам предоставляются бесплатные методические материалы, с помощью которых исполнять требования законодательства о ПОД/ФТ будет проще.

ak-img8

ООО «СКЦ по 115-ФЗ» является партнером МУМЦФМ (Росфинмониторинга) по обучению сотрудников организаций- субъектов Федерального закона №115-ФЗ​.

Соглашение о сотрудничестве с МУМЦФМ

Мы проводим обучение для:

Организаций (ИП), поднадзорных Росфинмониторингу

Вводный инструктаж Дополнительный инструктаж Целевой инструктаж ПОД/ФТ Повышение уровня знаний

Организаций (ИП), поднадзорных Пробирной палате/ ФНС/ Роскомнадзору

Вводный инструктаж Дополнительный инструктаж Целевой инструктаж ПОД/ФТ Повышение уровня знаний

Кто обязан проходить обучение в форме
целевого инструктажа ПОД/ФТ?

Обучение в форме целевого инструктажа по ПОД/ФТ лицо, планирующее осуществлять функции специального
должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Однократное обучение в форме целевого инструктажа по ПОД/ФТ
также должны пройти:

Мы проводим обучение по ПОД/ФТ (Целевой инструктаж и повышение
квалификации) в соответствии с требованиями:

«О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях»

«Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

×
Карта сайта
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности