О применении специальных экономических мер
Специальные экономические меры
Как известно, Федеральный закон от 30.12.2006 N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (далее — Закон) распространяется на юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
В соответствии с Законом к специальным экономическим мерам относятся:
1) приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;
2) запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;
3) запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;
4) прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
5) изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;
6) запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;
7) установление ограничений на осуществление туристской деятельности;
8) запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
Но, до сих пор не было до конца понятно, как применять такие специальные экономические меры.
Банк России и Росфинмониторинг периодически публикуют информацию на своих сайтах о том, что изменились/обновились санкционные списки ООН. Но, что в таком случае должна делать каждая конкретная Организация и как применять такие меры для многих было загадкой.
Задачей Организации в целях соблюдения Закона является выявление лиц, в отношении которых применяются санкционные меры Российской Федерации среди своих клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, а также применение в отношении таких лиц санкционных мер.
Меры, которые должна применять Организация указаны в Постановлениях Правительства Российской Федерации и в отдельных Указах Президента Российской Федерации. Как правило, это меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества таких лиц.
В Государственную Думу поступил законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон с целью создания правового механизма по применению специальных экономических мер. В этих целях предлагается блокировать все операции, денежные средства и имущество лиц, в том числе совершаемые в интересах и (или) в пользу лиц, в отношении которых должны применять специальные экономические меры.
Также Закон предлагается дополнить новой статьей 31, предусматривающей определение перечня организаций, совершающих операции с денежными средствами и иным имуществом.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом блокируемых лиц, относятся:
1) кредитные организации;
2) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
3) страховые организации, страховые брокеры и общества взаимного страхования;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
6) микрофинансовые организации;
7) лизинговые компании;
8) кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
9) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
10) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
11) ломбарды;
12) организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
13) операторы по приему платежей;
14) организации федеральной почтовой связи;
15) операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
16) организаторы азартных игр, операторы лотерей.
Законопроектом закрепляются полномочия Банка России, а также уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по разъяснению вопросов, связанных
с реализацией специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, в том числе в части порядка и условий применения (отмены применения) запрета (ограничений) на совершение финансовых операций, порядка и условий применения (отмены применения) замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества блокируемых лиц.
В соответствии с положениями законопроекта Банк России, а также уполномоченные федеральные органы исполнительной власти наделяются полномочиями по установлению порядка, состава и формата представления организациями отчетности о применении специальных экономических мер.
Законопроектом предлагается отнимать лицензии у Организаций, не исполняющих требования Закона, в том числе лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, страховой деятельности, банковской деятельности, микрофинансовой и иной лицензируемой деятельности субъектов Закона.
В том числе устанавливается ответственность организаций, совершающих операции с денежными средствами и иным имуществом блокируемых лиц, за нарушение требований Закона, а также переходные положения, предполагающие возможность применения предусмотренного законопроектом порядка реализации специальных экономических мер к мерам, которые введены на основании Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации».
Также устанавливается запрет на прием платежей платежным агентом и запрет по трансграничному переводу денежных средств кредитной организацией, если получатель указанных средств включен в перечень физических лиц, в отношении которых вводятся специальные экономические меры, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Свежие записи
- Новый проект Банка России: оспаривание отказов в операциях
- Вступил в силу приказ о порядке размещения решений Межведомственной комиссии
- Новый онлайн-инструмент Банка России
- ПВК при вступлении в силу новых нормативных правовых актов (НПА) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
- Госдума расширила 115-ФЗ для борьбы с экстремизмом