Консалтинговый центр по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Нововведения для ювелиров

Новый порядок предоставления сведений в Росфинмониторинг для ювелиров

Замена 50 информационного письма. Новые разъяснения Росфинмониторинга. Самое интересное.

Много лет, для ювелиров Информационное письмо Росфинмониторинга №50 от 10.02.2016г., считалось «палочкой-выручалочкой», но с 2016г. было внесено много изменений и корректировок в законодательство о ПОД/ФТ/ФРОМУ, в связи с чем, в сентябре опубликовали новое письмо Росфинмониторинга №63 от 20.09.2021г, вносящее новые разъяснения и корректировки.

Если говорить об обязательном контроле, то с января 2021г. значительно изменились условия выявления операций, и данное разъяснение было учтено в 63 информационном письме:

Вопрос №4: О каких операциях, подлежащих обязательному контролю, обязаны информировать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий?

В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ организации (индивидуальные предприниматели) обязаны представлять информацию в отношении следующих операций, подлежащих обязательному контролю:

1) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), если сумма, на которую совершается операция (сделка), равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей (подпункт 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ);

2) скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, если сумма, на которую совершается операция (сделка), равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей (абзац шестой подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ);

3) предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей (абзац десятый подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ);

4) операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100000 рублей, или превышает ее (пункт 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ).

Примечание:

С 1 октября 2021 года вступает в силу обновленная редакция данной нормы:

«Операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.». 

В этой связи организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо не позднее 30 дней с даты вступления в силу обновленных положений пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ привести в соответствие свои правила внутреннего контроля, а также скорректировать работу по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с указанной нормой;

5) операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое 
или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица, независимо от суммы, на которую она совершается 
(пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ);

6) операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица, независимо от суммы, на которую она совершается (пункт 1 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ).

Особое внимание следует уделить вопросу №5:

 Какая операция подлежит обязательному контролю в соответствии с абзацем шестым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ: с денежными средствами или с имуществом?

В письме № 63  указано, что в целях снижения нагрузки на субъектов ювелирной отросли,  ювелиры своевременно вносящие сведения в ГИИС ДМДК, вправе предоставлять в Росфинмониторинг исключительно сведения о платежах за товар (операции с денежными средствами).

Но на сколько скоро нужно бросать направление ФЭС по «товару» не ясно, так как еще не ясно как будет работать ГИИС ДМДК, так как в настоящей момент, это также  является нововведением, в котором еще не все отработано, да и Росфинмониторинг не отменяет отправку, а только предоставляет право, для снижения нагрузки, а как будет расцениваться загруженность того или иного ювелира — не ясно.

В вопросе №8 появился ответ, о том, что не нужно отчитываться об операциях в получение и возврате денежных средств, полученных в качестве беспроцентного займа от своего учредителя.

Появился ответ на вопрос идентификации, в розничных магазинах и через интернет-магазин.

С розничными магазинами «все просто», в случае отказа клиента предоставить паспорт — отказать в покупке, а с продажами через интернет-магазин, указано следующее:

«….организация (индивидуальный предприниматель) обязаны обеспечить должное проведение идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.

Отмечаем, что идентификация клиента (представителя клиента) должна быть проведена организацией (индивидуальным предпринимателем) 
до осуществления каких-либо действий, которые могут свидетельствовать о заключении договора купли-продажи ювелирных изделий (до оформления документа, подтверждающего намерение покупателя осуществить соответствующую сделку, оплаты ювелирных изделий или их передачи).»

Так же в письме даны разъяснения, каким образом формировать сообщение, если оно является подозрительной и относиться к обязательному контролю:

В случае признания выявленной операции, одновременно подлежащей обязательному контролю и подозрительной, сообщение о такой операции представляется с учетом следующего:

«формируется сообщение по форме ФЭС 1-ФМ -02 (сведения о подозрительных операциях);
в показателе «Код вида операции (сделки)» указывается значение 6001;
в показателе «Дополнительный код вида операции (сделки)» указывается соответствующий код операции, подлежащей обязательному контролю, согласно перечню;
в показателе «Код признака необычной операции (сделки)» указывается код признака подозрительной операции в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее – приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103)».

 Кроме глобальных вопросов, внесены ссылки на обновленные нормативные акты, понятия и определения.

Первое и самое важное: Нужно разработать и утвердить новую редакцию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Второе: Провести внутреннее обучение для сотрудников организации с связи с изменениями. Зафиксировать факт проведенного обучения.

Данное информационное письмо требует не только пристального внимания со стороны ювелиров, но и глобального пересмотра внутренних нормативных актов, ПВК и правил работы.

Будьте внимательны и не забывайте, что у вас есть 30 дней на внесение корректировок в ПВК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Карта сайта
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности