Как разработать Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ?
Требования к программам Правил внутреннего контроля
Как составить Правила внутреннего контроля, отвечающие требованиям законодательства
Правила внутреннего контроля (ПВК) – один из важнейших документов, который регулирует работу организации в части ПОД/ФТ. Разработку и утверждение Правил организации нужно осуществить самостоятельно или с помощью специализированной компании, такой как AMLclub, и сделать это необходимо еще до начала деятельности. Документ подробно описывает как именно организация должна соблюдать требования законодательства РФ по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Правила могут быть оформлены в бумажном виде, тогда бумажный экземпляр должен быть подписан генеральным директором, или в электронном варианте, тогда на нем ставится КЭП директора.
Специально назначенное должностное лицо (СДЛ) является сотрудником, ответственным за исполнение ПВК, и утверждается приказом генерального директора компании. СДЛ не может быть сотрудник с непогашенной судимостью за экономическое преступление или преступление против государственной власти.
ПВК должны редактироваться каждый раз при внесении изменений в законодательные или нормативно-правовые акты по ПОД/ФТ/ФРОМУ. На актуализацию дается от 1 до 3 месяцев в зависимости от сферы деятельности организации.
Правила внутреннего контроля рассматривают несколько вопросов и требования к структуре ПВК будут отличаться для разных организаций. Приведем в пример структуру Правил внутреннего контроля для компании, надзорным органом которой является Росфинмониторинг:
Система внутреннего контроля.
В этом блоке должны быть указаны ответственные сотрудники, структура организации, полномочия и функции, используемые инструменты, а также должны быть описаны процессы внутреннего взаимодействия между сотрудниками и процессы внешнего взаимодействия – с клиентами.
Идентификация.
В данном разделе нужно указать как идентифицируются разные типы клиентов, определяются публичные должностные лица, какие основания для признания лица бенефициаром и как оценивать степень риска клиента.
Оценка рисков и управление ими.
Все клиенты должны быть классифицированы по степени риска. Чем выше уровень риска, тем больше вероятность того, что данным клиентом будет совершена противоправная операция. В данной программе следует описать как присваивается и пересматривается уровень риска клиента, как снижать риск незаконных операций и как фиксировать результаты проведенной оценки риска клиента. Всего существует 3 категории рисков для оценки клиентов:
— Риск по типу клиента. Повышается в случае, если клиенту уже было отказано в открытии счета или проведении операции ранее, а также если он включен в Перечень экстремистов/террористов или является публичным должностным лицом.
— Риск по принадлежности к стране. Повысится в случае, если юр. лицо зарегистрировано в стране, против которой введены санкции, она финансирует террористов или не входит в состав ФАТФ.
— Риск по операциям. Будет выше, если компания занимается благотворительностью, работает с большим количеством наличных денежных средств или производит оружие.
Выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и сомнительных операций.
В этой части должны быть описаны признаки подозрительных операций, должности сотрудников, ответственных за выявление каждого вида операции, порядок действий при обнаружении таких операций и фиксирования сведений о них.
Фиксирование сведений.
В данном разделе необходимо прописать как собираются и фиксируются сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, и сомнительных операциях.
Приостановление операций.
В этой программе следует указать методы выявления лиц, осуществляющих экстремистскую или террористическую деятельность, порядок приостановки их операций и оповещения клиентов о том, что им отказано в проведении операции.
Обучение сотрудников.
Эта часть определяет этапы обучения кадров по ПОД/ФТ. В начале года утверждается план, список сотрудников, которые должны пройти обучение, и формы инструктажа: целевой, вводный или дополнительный.
Проверка внутреннего контроля.
Этот раздел регламентирует сроки проведения проверки в организации, кто и в какие сроки готовит отчетность для руководителя, какие меры принимаются для устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
Хранение документов.
В данной программе должно быть указано какие документы хранит организация (досье клиентов, документы по сделкам, внутренние сообщения и т.д.) не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Изучение клиента.
Эта часть описывает способы, позволяющие получить сведения о деловой репутации, материальном положении, источниках денег и имущества клиента.
Отказ в совершении операции и приеме на обслуживание.
Этим разделом определяется порядок работы в случае отказа в проведении операции или в приеме на обслуживание:
- основания для отказа;
- кто и как принимает решение об отказе;
- как происходит информирование клиента о принятом решении;
- как фиксируется информация об отказах;
- кто и как подает сведения в Росфинмониторинг.
Замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества клиента.
Этот раздел содержит информацию:
- кто и каким образом скачивает Перечни экстремистов/террористов с сайта Росфинмониторинга;
- кто и с какой частотой проверяет клиентов по этому Перечню;
- кто и как подает сведения в Росфинмониторинг о клиентах из этого Перечня;
- как происходит информирование клиента о приостановке операций по причине того, что он находится в Перечне экстремистов/террористов.
Правила внутреннего контроля являются обязательным документом для организаций-субъектов Федерального закона №115-ФЗ, и за их отсутствие предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 100 000 до 200 000 рублей. Если же из-за отсутствия Правил внутреннего контроля организация не подала сведения о подозрительной операции в Росфинмониторинг, то наказание будет в виде штрафа до 400 000 рублей или приостановления деятельности на 60 суток.
Мы можем разработать для вас Правила внутреннего контроля, соответствующие всем требованиям законодательства РФ по ПОД/ФТ.
Для заказа данной услуги напишите на почту: admin@amlclub.ru / etaran@amlclub.ru или позвоните по телефону 8(800)201-13-91
Свежие записи
- ДРОП — причина блокировки счета.
- Определен перечень сделок, при нотариальном удостоверении которых могут возникнуть риски.
- Актуальные комплаенс-риски: работа с иностранными агентами и новые законодательные требования
- В Санкт-Петербурге выявлена схема хищения денег путем заключения фиктивных контрактов
- Неустранимые нарушения по ПОД/ФТ