Консалтинговый центр по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Обзор событий в сфере ПОД/ФТ за июнь 2020

Обзор событий в сфере ПОД/ФТ за июнь 2020

Банк России традиционно публикует отчет о событиях в сфере ПОД/ФТ, AMLclub.ru приводит наиболее актуальные выдержки из отчета. С текстом отчета Вы можете ознакомиться на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

РОССИЙСКИЕ НОВОСТИ

Информация органов государственной власти Российской Федерации

Распоряжение Президента Российской Федерации № 156-рп «О Межведомственной комиссии по принятию Российской Федерацией мер по результатам четвёртого раунда взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег».

12 июня 2020 года издано распоряжение   Президента Российской Федерации № 156-рп «О Межведомственной комиссии по принятию Российской Федерацией мер по результатам четвёртого раунда взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег». Распоряжением  предусмотрено  образование  Межведомственной комиссии  по  принятию Российской  Федерацией  мер  по  результатам четвертого раунда взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы  с  отмыванием  денег  (ФАТФ)  для  обеспечения  организации совместной  работы  и  координации  деятельности  государственных органов  и  организаций,  представители  которых  входят  в  состав Межведомственной комиссии (в том числе Банка России).Председателю    Межведомственной    комиссии    (директор Росфинмониторинга  Ю.А.  Чиханчин) поручено в трёхмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации рекомендаций ФАТФ, данных по результатам четвертого раунда взаимных оценок. Источник информации: «Официальный интернет-портал правовой информации».

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Новости ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ

Итоги Пленарного заседания ФАТФ

8-24 июня 2020 года в режиме видеоконференции состоялась пленарная сессия ФАТФ1. Повестка заседания ФАТФ включала следующие основные вопросы.

1.Снижение рисков ОД/ФТ, связанных с виртуальными активами, в том числе «стейблкоинами»2

Пленарным заседанием утверждены следующие документы ФАТФ, затрагивающие проблематику виртуальных активов:

-Годовой обзор имплементации стандартов ФАТФ в части регулирования   сферы   виртуальных   активов   и деятельности провайдеров услуг в сфере виртуальных активов. В обзоре содержится информация о прогрессе стран-членов ФАТФ  и  региональных  групп  по  типу  ФАТФ  в  реализации обновлённых стандартов Группы, касающихся регулирования сферы  виртуальных  активов  и  деятельности провайдеров услуг в сфере виртуальных активов (ПУВА), а также о текущих подходах этих стран к работе с виртуальными активами. На сегодняшний день внесение дополнительных изменений, касающихся    особенностей    регулирования сферы виртуальных активов и деятельности ПУВА, в стандарты ФАТФ не требуется. Вместе с тем отмечается необходимость в подготовке руководства в отношении применения стандартов ФАТФ при работе с виртуальными активами и ПУВА. ФАТФ будет продолжать мониторинг развития событий в сфере виртуальных активов и по его результатам формировать   выводы   на   предмет   необходимости «актуализации» стандартов.

-Доклад Группе 20 по так называемым «стейблкоинам». По мнению ФАТФ, отдельные виды «стейблкоинов», в частности, так называемые «глобальные стейблкоины»3, потенциально способны изменить «экосистему» виртуальных активов и создать предпосылки для роста рисков ОД/ФТ. В докладе также   отмечается, что   стандарты   ФАТФ распространяются на «стейблкоины» и на сегодняшний день внесение в них изменений, касающихся особенностей регулирования данного вида активов, не требуется. При этом с учётом динамичности развития указанной сферы ФАТФ будет продолжать мониторинг рисков ОД/ФТ, связанных со «стейблкоинами», в том числе с целью определения необходимости «актуализации» стандартов.

2. Процесс взаимных оценок ФАТФ и мониторинг высокорисковых юрисдикций. В связи с ограничениями, вызванными пандемией COVID-19, была приостановлена работа ФАТФ по проведению взаимных оценок, а также процесс /мониторинга юрисдикций, включённых в список государств, в отношении которых Группа призывает своих членов и другие государства к применению контрмер (так называемый «черный» список)4, и в список государств, которые находятся на усиленном  мониторинге  в рамках  ФАТФ (так называемый «серый» список)5.Таким образом, «серый» и «черный» списки ФАТФ остались неизменными6.

 

3. Проект изменений в рекомендацию 1 “Оценка рисков и риск-ориентированный подход” и Пояснительную записку к указанной рекомендации. Проектируемые изменения направлены на   введение требования об оценке  рисков  финансирования  оружия массового уничтожения (ФРОМУ) как на страновом уровне, так и на  уровне  субъектов  исполнения  законодательства  о ПОД/ФТ/ФРОМУ  в  рамках  проводимой  ими  работы  по применению  целевых  финансовых  санкций  (ЦФС)  для целей противодействия ФРОМУ. Пленарным заседанием принято решение о вынесении проекта изменений в Рекомендацию 1 и Пояснительную записку к ней на обсуждение  в  рамках  публичных консультаций с  частным сектором в период с июля по август 2020 года и о последующем рассмотрении проекта изменений в стандарты в октябре 2020 года  в  ходе  очередного  пленарного  заседания  Группы. Параллельно ФАТФ продолжит работу над новым руководством ФАТФ по вопросам противодействия ФРОМУ.

 

4. Другие вопросы повестки пленарной сессии ФАТФ.

-Утверждён доклад ФАТФ «Отмывание денег, полученных в результате незаконной торговли объектами дикой природы», в который включены примеры индикаторов ОД и сведения о проведённых   расследованиях в   данной   сфере, предоставленные более чем 50 странами-участницами данного типологического исследования.

-Утверждены  приоритеты  германского  председательства  в ФАТФ,  которые  будут  сфокусированы  на  следующих направлениях:   (i) дигитализация систем   ПОД/ФТ; (ii)  углублённое  изучение  вопросов  финансирования терроризма7;  (iii)  исследование  различных  преступлений8, а также  вопросов,  связанных  с их  финансированием и взаимосвязью с преступлениями ОД и ФТ.

Итоги Пленарного заседания ЕАГ

19 июня 2020 года в режиме видеоконференции состоялось пленарное заседание Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ)9. По итогам пленарного заседания ЕАГ, прошедшем под председательством Российской Федерации и Республики Таджикистан, отмечается следующее.

1. В связи с пандемией коронавируса COVID-19 принято решение о приостановке проведения взаимных оценок и подготовки отчётов о прогрессе в рамках 2-го раунда взаимных оценок ЕАГ на один пленарный цикл. Несмотря на принятое решение, ЕАГ продолжает работу и активно взаимодействует с государствами-членами в рамках осуществления мониторинга страновых систем ПОД/ФТ на предмет выполнения требований Рекомендаций ФАТФ.

2. Утверждена методология проведения оценки рисков ОД/ФТ в Евразийском регионе, а также методы сбора необходимой для её проведения информации.

 

3. Пленарным заседанием отмечена высокая значимость совместной работы с Германией. Участниками пленарного заседания принято решение восстановить Германию в статусе наблюдателя ЕАГ.

 

4. ЕАГ уделяет значительное  внимание  выявлению,  анализу  и минимизации рисков ОД/ФТ в регионе, что становится особо актуальным в связи с тенденциями, формирующимися на фоне пандемии  COVID-19.Представлена  информация  об  опыте применения  государствами-членами  ЕАГ  мер  по  снижению рисков  ОД/ФТ,  вызванных  пандемией  COVID-19.  Пленарным заседанием   отмечена   необходимость   оперативного реагирования на новые угрозы ОД/ФТ, возникающие в связи с эпидемиологической ситуацией в мире.

Доклад ФАТФ «Отмывание денег, полученных в результате незаконной торговли объектами дикой природы»

 

25 июня 2020 года опубликован доклад ФАТФ «Отмывание денег, полученных в результате незаконной торговли объектами дикой природы»10. В докладе приведены результаты анализа случаев ОД, связанных с незаконной торговлей объектами дикой природы (IWT) 11 и индикаторы связанных  с IWT рисков, а также  содержится  описание масштабов и характеристик  финансовых  потоков, генерируемых в  результате IWT, наиболее распространённых методов отмывания преступных доходов, полученных в результате IWT, и результаты оценок связанных с IWT рисков ОД, проведённых отдельными странами.  ФАТФ выражает обеспокоенность в связи с тем, что несмотря на транснациональный организованный характер    преступной деятельности,  связанной  с IWT, ежегодные  доходы  от  которой измеряются  миллиардами долларов  США,  страны-члены ФАТФ  и региональных  групп  по  типу  ФАТФ крайне  редко  проводят расследования в отношении финансовых следов таких преступлений. В результате  обобщения информации,  предоставленной более чем 50  странами-членами Глобальной  сети  ФАТФ  (FATF Global Network)12,  отмечается,  что  доходы,  полученные  в  результате IWT, следует  рассматривать в  качестве  глобальной  угрозы,  а  не  только проблемы  отдельных  стран,  которые  являются  источником,  местом транзита  или назначения  контрабанды  объектов  дикой  природы.  Так, например, преступники зачастую используют законную торговлю объектами дикой природы в качестве прикрытия для перемещения и сокрытия преступных доходов, полученных от IWT, при трансграничном перемещении объектов дикой природы прибегают к коррупции, сложным схемам мошенничества и уклонению от уплаты налогов. Торговые онлайн-площадки, мобильные платежи и платежи через социальные сети используются преступниками в целях оптимизации перемещения преступных доходов, полученных от IWT. Вышеуказанные тенденции подтверждают необходимость в объединении усилий государственных органов, частного сектора и общественности в целях выявления и пресечения финансовых потоков, возникающих в результате IWT. В докладе ФАТФ призывает страны-члены Глобальной сети ФАТФ:

-установить приоритетность мер борьбы с финансовыми потоками, связанными с IWT, с учётом уровня рисков ОД;

-предоставить всем компетентным ведомствам необходимые полномочия и инструменты для эффективного проведения финансовых расследований случаев IWT;

-совершенствовать   механизм   взаимодействия   между ведомствами, в сферу компетенции которых входит противодействие преступлениям, связанным с IWT, и ведомствами, отвечающими за проведение финансовых расследований, в целях оптимизации обмена соответствующей информацией между ними и отслеживания финансовых следов соответствующих преступлений;

-осуществлять сотрудничество с другими государствами-членами Глобальной   сети   ФАТФ, соответствующими международными организациями и частным сектором в целях противодействия преступлениям, связанным с IWT.

 

1 Завершилось председательство КНР в Группе, ставшее последним страновым председательством в одногодичном формате.  Новым президентом ФАТФ на два года с 1 июля 2020 года стал представитель ФРГ Маркус Плоер.

2 Под «стейблкоинами» (stablecoins) ФАТФ понимает криптовалюту с фиксированным обменным курсом, которая не подвержена волатильности подобно стоимости традиционных криптовалют. Данное свойство обеспечивается за счёт привязки курса стейблкоинов к стабильным активам, например, фиатным валютам (доллару США, евро) или физическим активам (нефти, золоту и др.). Стейблкоин может рассматриваться как виртуальный актив или как традиционный финансовый актив. Ключевое  отличие  стейблкоинов  от  «стандартных»  виртуальных  активов –это  возможность их потенциального  повсеместного  распространения  ввиду  их  бóльшей  привлекательности  (более высокая  стабильность,  безопасность  операций  и  простота  использования по  сравнению  со «стандартными» виртуальными активами), что одновременно повышает вероятность их использования преступными элементами.

3 «Глобальные стейблкоины» -«стейблкоины», обладающие потенциалом повсеместного распространения ввиду их бóльшей привлекательности (бóльшей стабильности, безопасности операций и простоты использования).

4 High-Risk Jurisdictions  Subject to a Call for Action.

5 Jurisdictions subject to Increased Monitoring

6 В «черном» списке–Иран и КНДР; в «сером» списке 18 юрисдикций: Албания, Багамские острова, Барбадос, Ботсвана, Гана, Зимбабве, Исландия, Йемен, Камбоджа, Маврикий, Монголия, Мьянма, Никарагуа, Пакистан, Панама, Сирия, Уганда и Ямайка.

7 Планируется исследование вопросов финансирования терроризма, обусловленного этническими и расовыми противоречиями.

8 Планируется разработка слдующих проектов: “Отмывание денег и контрабанда мигрантов”, “Преступления против окружающей среды”, “Незаконная торговля оружием”.

9 Евразийская  группа  по  противодействию  легализации  преступных  доходов  и  финансированию терроризма (ЕАГ) –региональная группа по типу ФАТФ, основанная в 2004 году, государствами-членами которой являются Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Карта сайта
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности