fbpx
Москва
admin@amlclub.ru

Отчет Росфинмониторинга за 2019 год

Услуги AMLclub.ru

Отчет о работе Росфинмониторинга за 2019 год.

Мы в AMLclub.ru выделили для наших читателей самые интересные (на наш взгляд) части отчета:

  1. Российская Федерация выглядит достойно на мировом уровне в части организации антиотмывочных процессов, и исполнения субъектами первичного финансового мониторинга требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ. В результате проверки ФАТФ Российская Федерация была высоко оценена международными оценщиками.

О проверке ФАТФ мы писали здесь.

  1. Как менялось законодательство после проверки ФАТФ? Росфинмониторинг привел перечень изменений:

Указом  Президента  № 289 расширены полномочия Росфинмониторинга в части разработки и реализации во взаимодействии  с  иными  участниками  национальной системы ПОД/ФТ мер, направленных  на  минимизацию  выявленных  рисков  совершения  операций  (сделок)  в  сфере  ОД/ФТ  и  профилактику  преступлений  соответствующего характера.

Для обеспечения соответствия правовой и институциональной системы Российской Федерации требованиям Рекомендаций ФАТФ, по инициативе и с участием Росфинмониторинга принят ряд законодательных и иных нормативных актов:

ФЕДЕРАЛЬНЫМ   ЗАКОНОМ   ОТ   18   МАРТА   2019   ГОДА   №   32-ФЗ   «О  ВНЕСЕНИИ  ИЗМЕНЕНИЙ  В  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН  «О  ПРОТИВОДЕЙСТВИИ  ЛЕГАЛИЗАЦИИ  (ОТМЫВАНИЮ)  ДОХОДОВ,  ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА» введено регулирование обмена информацией и документами, полученными при проведении идентификации, между организациями, входящими в банковскую группу или банковский холдинг, и использования таких информации и документов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18 МАРТА 2019 ГОДА № 33-ФЗ «О ВНЕ-СЕНИИ  ИЗМЕНЕНИЙ  В  СТАТЬИ  7  И  7.1  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  «О  ПРОТИВОДЕЙСТВИИ  ЛЕГАЛИЗАЦИИ  (ОТМЫВАНИЮ)  ДОХОДОВ,  ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА» И СТАТЬИ 7 И 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ» устранил уязвимости, относящиеся к рискам использования услуг адвокатов, нотариусов, бухгалтеров и иных лиц в целях легализации преступных доходов. Одновременно введены ограничения на выдачу наличных денежных средств с не персонифицированных электронных средств платежа, исходя из требований международных стандартов (Рекомендаций ФАТФ).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН  ОТ  1  МАЯ  2019  ГОДА  №  71-ФЗ  «О  ВНЕСЕНИИ  ИЗМЕНЕНИЙ  В  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН  «О  КОНТРАКТНОЙ  СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ   ГОСУДАРСТВЕННЫХ   И   МУНИЦИПАЛЬНЫХ   НУЖД»   направлен  на  повышение  прозрачности  платежей  в  рамках  государственных  закупок  и  минимизации  рисков  участия  физических  лиц-посредников,   аффилированных   с   должностными   лицами,   в схемах отмывания денег.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 1 МАЯ 2019 ГОДА № 74-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 74 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)» направлен на снижение риска использования кредитных организаций в схемах отмывания преступных доходов.  Документ изменил полномочия Банка России по привлечению кредитных организаций к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 2 АВГУСТА 2019 ГОДА № 259-ФЗ «О ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» создана правовая основа для привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ, предусмотрев расширение перечня организаций, реализующих мероприятия в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 2 АВГУСТА 2019 ГОДА № 264-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ  ИЗМЕНЕНИЙ  В  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН  «О  НАЦИОНАЛЬНОЙ  ПЛАТЕЖНОЙ  СИСТЕМЕ»  И  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН  «О  ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)» направлен  на  минимизацию  рисков  использования  электронных  средств  платежа  в  схемах  легализации  доходов,  полученных  преступным путем. Указанным нормативно-правовым актом, в частности, устанавливается, что клиент – физическое лицо, в отношении которого не проводилась идентификация или упрощенная идентификация, может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием банковского счета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН  ОТ  2  ДЕКАБРЯ  2019  ГОДА  № 407-ФЗ    направлен  на  установление  запрета  выступать  учредителем  (участником,  членом)  некоммерческой  организации  лицам,  в  отношении  которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств  или  иного  имущества  в  связи  с  достаточными  основаниями  подозревать их в причастности к террористической деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА № 480-ФЗ «О   ВНЕСЕНИИ   ИЗМЕНЕНИЙ   В   ОСНОВЫ   ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» направлен на снижение рисков использования института исполнительной надписи нотариуса для целей отмывания доходов.

В связи с принятием ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 1 МАЯ 2019 ГОДА № 95-ФЗ и ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА № 394-ФЗ полностью завершена работа по имплементации в законодательство Российской Федерации стандартов ФАТФ, касающихся противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения.

РЕШЕНИЕ  КОЛЛЕГИИ  ЕВРАЗИЙСКОЙ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  КОМИССИИ  (ЕЭК)  ОТ  6  АВГУСТА  2019  ГОДА  №  130  «О  ПРЕДСТАВЛЕНИИ  ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И (ИЛИ) ДЕНЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» направлено  на  минимизацию  рисков  использования  наличных  де-нежных  средств,  перемещаемых  через  таможенную  границу  ЕАЭС,  в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.  Документ устанавливает случаи обязательного представления физическим лицом документов, подтверждающих их происхождение.

С  учетом  позиции  Росфинмониторинга  Пленумом  Верховного  Суда  Российской Федерации утверждено ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 26 ФЕВ-РАЛЯ 2019 ГОДА № 1 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕ-НИЕ  ПЛЕНУМА  ВЕРХОВНОГО  СУДА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  ОТ 7 ИЮЛЯ 2015 ГОДА № 32 «О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О   ЛЕГАЛИЗАЦИИ   (ОТМЫВАНИИ)   ДЕНЕЖНЫХ   СРЕДСТВ   ИЛИ   ИНОГО   ИМУЩЕСТВА,   ПРИОБРЕТЕННЫХ   ПРЕСТУПНЫМ   ПУТЕМ,   И   О   ПРИОБРЕТЕНИИ   ИЛИ   СБЫТЕ   ИМУЩЕСТВА,   ЗАВЕДОМО   ДОБЫТОГО  ПРЕСТУПНЫМ  ПУТЕМ».  В частности, согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации, предметом легализации (отмывания) денежных средств или другого имущества, полученных преступным путем, могут выступать денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления.

  1. Росфинмониторинг указал, что международное сотрудничество дает свои «плоды».

В отчете представлена информация о результатах выявленной деятельности легализаторов по информации, полученной от коллег из-за рубежа.

Пример: По фактам хищения денежных средств на    сумму    более    2    млрд    рублей    АО Банк «Советский» Следственным Департаментом МВД России возбуждено уголовное дело по ч.  4 ст.  159 УК   РФ.   По   информации   зарубежных   финансовых разведок была выявлена недвижимость на сумму 6 млн евро, а также автомобиль премиум класса.

  1. Росфинмониторинг также зафиксировал в отчете за 2019 год основные риски.

Итак,

Наибольшая концентрация рисков наблюдается:

  • в кредитно-финансовой сфере;
  • в области коррупционных правонарушений;
  • в сфере бюджетных отношений;
  • в сфере незаконного оборота наркотиков;
  • в сфере финансирования терроризма;

Основной объем преступных доходов в Российской Федерации в 2019 году был сформирован в результате совершения преступлений экономической и коррупционной направленности. Наиболее значимые в данном контексте правонарушения связаны:

  • с различными видами мошенничества (в том числе с кибермошенничеством);
  • с присвоением или растратой;
  • с незаконной банковской деятельностью;
  • с преднамеренным или фиктивным банкротством финансовых организаций;
  • с уклонением от уплаты налогов.

Наиболее уязвимым, конечно же остается финансовый сектор: банки и некредитные финансовые организации.

С учетом повышенного уровня риска, выявленного по результатам Национальной оценки риска, особое внимание было обращено также на сферу микрофинансирования.  В 2019 году Банком России была подтверждена     информация     Росфинмониторинга о рисках в деятельности более 40 субъектов сектора. Совместно с Банком России проводилась работа    по    оптимизации    риск-ориентирования, повышению    информативности    направляемых   в   Банк   России   сведений.   Существенно расширен состав сведений о признаках не законопослушности представителей сектора.

  1. Основными типологиями, связанными с использованием судебных решений в легализации, являются:

Процедура банкротства банков и предприятий (борьба за активы)

Госзаказ (хищение бюджетных средств и последующая их реализация)

ЖКХ (вывод активов)

Получение необоснованной налоговой выгоды

  1. РИСКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Росфинмониторингом на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на противодействие легализации   преступных   доходов, полученных   в результате совершения преступлений коррупционной направленности.

Среди выявленных нарушений:

  • Участие в коммерческой деятельности;
  • Недостоверное декларирование доходов и имущества;
  • Отсутствие обоснования крупных сделок и финансовых операций и информации о законности происхождения денежных средств.

В рамках работы по контролю за расходованием бюджетных средств Росфинмониторинг проводит анализ финансовых операций как исполнителей государственных контрактов    на    этапе    исполнения, так    и операций участников государственных закупок в ходе проводимых закупок.

Для бюджетной сферы наиболее характерны следующие   риски   легализации   преступных доходов:

  • использование номинальных

юридических лиц («фирм-однодневок»);

  • использование наличных денежных

средств;

  • использование фиктивной

внешнеэкономической деятельности;

  • использование юридических лиц –

нерезидентов, а также структур без образования юридического лица (трастов);

  • участие физических лиц

(посредников), аффилированных с должностными лицами.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *