Законопроект об исключении права банков на необоснованный отказ в выполнении распоряжений клиентов
Законопроект об исключении права банков на необоснованный отказ в выполнении распоряжений клиентов
Наконец появился текст законопроекта, направленного на исключение необоснованного применения кредитными организациями права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций.
Нас ждут очень большие изменения законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ, и не только Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), но также и целого ряда других подзаконных нормативных актов в области ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Расскажу обо всем подробнее.
Как я уже писала, Правительство рассмотрело проект изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ о противодействии легализации.
И вот, что нас ждет в ближайшем будущем согласно этому законопроекту.
1. Исчерпывающий перечень способов получения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, информации, для идентификации, и документов, в которых данная информация может содержаться, устанавливается в соответствии с требованиями к идентификации, установленными в подзаконных нормативных актах об идентификации (Положение Банка России № 444-П, Положение Банка России № 499-П, Приказ Росфинмониторинга № 366).
Полагаю Банк России и Росфинмониторинг будут уточнять требования в указанных подзаконных актах.
2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом будут обязаны отказать клиенту в приеме на обслуживание, если не могут провести полноценную идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.
Таким образом, Правительство избавило субъектов первичного финансового мониторинга от проблем с клиентами, которые не хотят представлять сведения о себе и особенно о своих бенефициарных владельцах. Не хотите представлять сведения, организация не может провести полноценную идентификацию бенефициарного владельца (в том числе проверить сведения, например, при помощи ксерокопии паспорта), тогда организация обязана отказать такому клиенту. Отказ, конечно, не распространяется на случаи, когда идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится на основании Закона № 115-ФЗ или на основании иных подзаконных нормативных актов.
3. Вносятся изменения в пункт 5.2. статьи 7 Закона № 115-ФЗ — о праве кредитных организаций отказывать в заключении договора на обслуживание.
У кредитных организаций не будет права отказывать клиентам-физическим лицам в заключении договора на обслуживание на основании Закон № 115-ФЗ.
4. Право на отказ в исполнении распоряжений клиентов теперь не будет находиться в зависимости от представленных документов по операции.
Все организации будут иметь прямое право на отказ в исполнении распоряжения клиента (за исключением зачисления денежных средств на счет/вклад). И формулировка пункта 11 статьи 7 теперь звучит так:
пункт 11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
5. Руководителей организаций наделили новой функцией по ПОД/ФТ/ФРОМУ — непосредственное принятие решений об отказах. Но предусмотрели право руководителей делегировать свои полномочия по принятию решений об отказе иным лицам.
6. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа от проведения операций вместе с аргументированными разъяснениями о причинах принятия таких решений.
7. Абзац 2 пункта 13 статьи 7 будет изложен следующим образом: При устранении указанного в пункте 11 настоящей статьи основания, в соответствии с которым ранее было принято решение об отказе от проведения операции, либо в случае отмены судом ранее принятого решения об отказе от проведения операции, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представить в уполномоченный орган сведения о таком устранении либо о такой отмене в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания либо вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Действительно, механизм внесудебного урегулирования споров по отказам не отменял и судебного способа урегулирования споров об отказах. А вот обязанности направлять сведения в Росфинмониторинг об отсутствии оснований для отказа по решению суда у субъектов Закона № 115-ФЗ не было. Скоро появится.
8. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и (или) иным имуществом обязаны предусмотреть в договоре с клиентом порядок представления клиенту, которому отказано в проведении операции, информации о времени и причинах принятия решения об отказе.
9. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и (или) иным имуществом обязаны уведомить клиента о времени и причинах принятия решения об отказе в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения операции.
10. Появится новое основание для документального фиксирования информации об операциях: решение клиента об отказе от установления отношений с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или о прекращении отношений с такой организацией, если у работников этой организации возникают подозрения, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля.
11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами будут обязаны направлять информацию в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия решения о документальном фиксировании информации по операциям, которые подлежат документальному фиксированию (указаны в пункте 2 статьи 7), но такая обязанность возникает при фиксировании сведений об операциях только по двум основаниям:
1) решение клиента об отказе от установления отношений с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или о прекращении отношений с такой организацией, если у работников этой организации возникают подозрения, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля;
2) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Изменения в Закон № 115-ФЗ, указанные выше вступят в силу в разные сроки.
Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, но не весь.
Пункты закона, касающиеся представления сведений в Росфинмониторинг об операциях, подлежащих документальному фиксированию и определения способов получения сведений о клиентах, а также документов, подтверждающих полученную информацию, вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования закона.
Список нормативных актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, которые будут изменены на основании нововведений в Закон № 115-ФЗ:
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. №366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»;
Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 2 ноября 2016 г. №361 «Об утверждении Положения о порядке направления Федеральной службой по финансовому мониторингу в Центральный банк Российской Федерации информации, представленной организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с пунктами 13 и 131 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», сроках и объеме направления такой информации».
Свежие записи
- ДРОП — причина блокировки счета.
- Определен перечень сделок, при нотариальном удостоверении которых могут возникнуть риски.
- Актуальные комплаенс-риски: работа с иностранными агентами и новые законодательные требования
- В Санкт-Петербурге выявлена схема хищения денег путем заключения фиктивных контрактов
- Неустранимые нарушения по ПОД/ФТ