Консалтинговый центр по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Статья-обзор Приказа Росфинмониторинга о новых требованиях к идентификации клиентов

Обзор приказа Росфинмониторинга № 100

О новых требованиях к идентификации клиентов. Пишем от том, что изменилось.

Обзор Приказ Росфинмониторинга от 20.05.2022 N 100 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций» (далее – Приказ Росфинмониторинга № 100).

Конечно, Приказ Росфинмониторинга № 100 отменяет, пока еще действующий Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее – Приказ Росфинмониторинга № 366), и ряд других приказов, которыми вносились изменения в Приказ № 366.

Почему-то в Приказ Росфинмониторинга № 100 решили не вписывать пункт про обязанность организации (индивидуального предпринимателя) отказать в приеме на обслуживание, если клиент не представил сведения и документы, необходимые для идентификации и изучения.

В ближайшее время будут внесены изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), на основании которых, почти всем субъектам Закона № 115-ФЗ позволят поручить идентификацию третьим лицам, и это предусмотрели в Приказе Росфинмониторинга № 100.

В части «кого идентифицируем» все осталось без изменений: лиц, которым предполагается оказание услуг (выполнение работ, реализация товаров) либо заключение сделок (совершение операций) разового характера (не предполагающих дальнейшего обслуживания), так и клиентов, которых предполагается принять на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

Единоличный орган организации (Генерального директора клиента — юридического лица) придется идентифицировать в любом случае, даже, если в организацию (к индивидуальному предпринимателю) обращается представитель клиента по доверенности, придется требовать копию паспорта генерального директора или подтверждать достоверность сведений, представленных в рамках идентификации генерального директора другим законным способом.

Если не понимаете, как организовать процесс идентификации без личного присутствия клиента или генерального директора клиента в офисе организации (индивидуального предпринимателя), то приглашаем вас к нам на обучение по ПОД/ФТ, мы расскажем о ваших правах и обязанностях, и о способах подтверждения сведений, полученных в рамках  идентификации, конечно.

В части выявления и идентификации бенефициарных владельцев и выгодоприобретателей все осталось без изменений. Кроме того, что нам вменили в обязанность фиксировать в анкете клиента отсутствие обязанности идентифицировать клиента, если клиент является государственным органом, государственной организацией и пр.

В части выявления и идентификации публичных должностных лиц и лиц, зарегистрированных на территориях, не выполняющих рекомендации ФАТФ (Иран и Северная Корея) ничего не изменилось: выявляем на этапе идентификации и в процессе обслуживания, и фиксируем информацию в анкете клиента.

Адаптировано требование о присвоении степени риска и об отнесении клиента к группе риска. Ранее написали статью о новых требованиях к Программе управления рисками и том, что изменилось в части работы с рисками ПОД/ФТ.

В части обновления сведений и возможности не проводить обновление сведений ничего не изменилось, как и раньше – обновление должно осуществляться не реже 1 раз в год, и если клиент «спящий», то может обновление сведений должно быть завершена до проведения первой операции (сделки) клиента.

Определено право организации (индивидуального предпринимателя) самостоятельно определять в каком виде будут представлены копии документов для идентификации и обновления сведений, точнее способ заверения этих копий. В приказе № 366 указано, что под надлежащим образом заверенными копиями документов понимаются копии, заверенные нотариально – это, конечно, уже давно не соответствует веяниям времени и противоречит тому, что указано в Законе № 115-ФЗ в определении идентификации.

Требования в части перевода и проверки документов не изменились.

Требования в части создания анкет и формирования досье клиентов также не изменились.

Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений, сведения о финансовом положении и сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества организация (индивидуальный предприниматель) обязана устанавливаться в отношении клиентов, которые отнесены в группе высокого риска. А если клиент отнесен к группе среднего риска, то организация (индивидуальный предприниматель) вправе самостоятельно определять порядок получения таких сведений от клиентов. В отношении клиентов, отнесенных к группе низкого риска, соответственно, такая информация не устанавливается.

В отношении бенефициаров и выгодоприобретателей больше не нужно устанавливать принадлежность к публичным должностным лицам и лицам, связанным с ними.

Зачем-то оставили сбор при идентификации статистических кодов, типа ОКАТО и ОКПО. На наш взгляд абсолютно не нужная субъекту Закона № 115-ФЗ информация. Чтобы не мучать своих клиентов при идентификации сбором статистических кодов, рекомендуем использовать сервисы органов государственной власти и самостоятельно фиксировать эту в анкетах (досье) клиентов.

Добавлена обязанность фиксировать в анкете клиента факт отсутствия лицензии, при осуществлении лицензируемой деятельности, и факт присутствия сайта клиента в реестре сайтов, содержащих информацию, запрещенную на территории Российской Федерации.

В отношении клиентов — юридических лиц остается обязанность устанавливать сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности.

В рамках установления сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности необходимо также устанавливать следующую информацию о клиентах:

а) о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу;

б) о постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

в) о включении в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

г) о включении в государственный реестр микрофинансовых организаций;

д) о включении в государственный реестр ломбардов;

е) о включении в государственный реестр кредитных потребительских кооперативов;

ж) о включении в государственный реестр сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

з) о включении в реестр операторов финансовых платформ;

и) о включении в реестр операторов инвестиционных платформ;

к) о включении в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;

л) о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов.

Список документов, подтверждающих финансовое положение и деловую репутацию, остался неизменным. Напоминаем, что организации (индивидуальные предприниматели) самостоятельно определяют в Правилах по ПОД/ФТ, какие из перечисленных сведений и документов, подтверждающих финансовое положение клиента, использует, и к таким сведениям относится простая  проверка клиента на принадлежность к списку банкротов.

Финансовое положение, деловую репутацию и источники происхождения денежных средств организация (индивидуальный предприниматель) обязана устанавливать в отношении клиентов – юридических лиц, отнесенных к высокой группе риска. А в случае отнесения клиента — юридического лица к группе средней уровня риска, то такие сведения устанавливаются по решению организации (индивидуального предпринимателя).

В отношении индивидуальных предпринимателей и других частнопрактикующих лиц оставили требование устанавливать место государственной регистрации.

Первое и самое важное: Провести внутреннее обучение для сотрудников организации с связи с изменениями. Зафиксировать факт проведенного обучения.

Второе: Нужно разработать и утвердить новую редакцию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Карта сайта
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности