fbpx
Москва
admin@amlclub.ru

Риски легализации

Риск легализации (риск ОД/ФТ/ФРОМУ) – это….

 

В информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями» дано следующее определение риска легализации:

Риск легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем — возможность нанесения ущерба организации, финансовой системе и экономике в целом путем совершения финансовых операций (сделок) в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансированием терроризма.

 

Да, может быть так, с точки зрения Росфинмониторинга — это действительно нанесение ущерба стране. Непонятно, что в таком случае делать специальному должностному лицу. Что защищать вводя риск-ориентированный подход. У меня сформировано другое определение, которым я всегда пользуюсь, объясняя своим клиентам, что такое риск легализации для субъектов 115-ФЗ.

Риск легализации (ОД/ФТ/ФРОМУ)  — это риск вовлечения Организации (использования инфраструктуры Организации), ее руководства, работников в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма или финансирование распространения оружия массового уничтожения.

 

Сущность риска легализации представляет собой вероятность несения Организации потерь в результате вовлечения в схемы, направленные на ОД/ФТ/ФРОМУ.

И уже, если услуги, сотрудники или руководство будет использовано в легализации/финансировании  терроризма, то тогда для Организации наступает развитие неблагоприятных событий – проверки, штрафы, приостановление лицензии, отзыв лицензии и прочее.

Риски легализации

Если с тем, что такое риск легализации определились, то следующее с чем Организации – субъекты финансового мониторинга должны определиться – это с видами выявляемых рисков.

 

Из всех нормативных документов, которые на сегодняшний день существуют в Российской Федерации и описывают процедуры, мероприятия, требования к рискам по ПОД/ФТ, мне удалось выделить всего 4 вида рисков, которые Организации – субъекты 115-ФЗ должны выявлять, оценивать их и управлять ими.

 

Первый и самый популярный – риск клиента – риск совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ/ФРОМУ.

 

Второй – риск услуги/продукта – риск использования конкретной услуги Организации мошенниками (здесь и далее — лица, осуществляющие операции, направленные на легализацию) в целях отмывания доходов или финансирования терроризма.

 

Третьим видом риска, которые Организации должны выявлять, конечно же, является сам риск легализации отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

 

Кроме того, на сегодняшний день Организации, поднадзорные Банку России также должны выявлять, оценивать и управлять риском, связанным с различными технологиями предоставления услуг.

 

Организация системы управления риском легализации

Организация системы управления рисками.

 

Целью организации системы управления риском легализации является стремление Организации к исключению вовлечения Организации (использования ее инфраструктуры) в легализации (в ОД/ФТ/ФРОМУ) путем:

 

  • исключения использования услуг Организации, ее сотрудников в целях ОД/ФТ/ФРОМУ и

 

  • ограничения количества и объемов операций клиентов, которые относятся к «высокому» уровню риска, и могут быть направлены на ОД/ФТ/ФРОМУ.

 

На этапе Организации системы управления рисками Ответственный сотрудник должен определиться со следующими основными моментами:

 

 

  • Виды выявляемых рисков.

 

Всего их 4, я о них говорила. Но для организаций, поднадзорных Росфинмониторингу и Банку России есть различия и нюансы.

 

Например, организации поднадзорные Росфинмониторингу не обязаны выявлять  и оценивать риск, связанный с технологиями предоставления услуг.

 

Но, для субъектов 115-ФЗ, не поднадзорных Банку России существует гораздо больше факторов, влияющих на степень уровень риска клиента.

 

  • Второе с чем должна определиться Организация – это структура степеней (уровней) риска.

 

Что это значит? Каждый риск, выявляемый Организацией должен быть оценен по шкале не меньше двух. Где 1 -низкий, 2- высокий риск.

 

И, такая шкала должна быть придумала для каждого вида риска. Почему это важно? Потому что для каждого уровня риска, будь то 1,2,3, 9 должны быть придуманы соответствующие и различные процедуры реагирования. А иначе получается, нет риск-ориентированного подхода, если нет разницы в применяемых мерах.

 

  • Третье – это Меры реагирования.

 

Что, конкретно, будет делать Организация в случае наступления неблагоприятных событий/условий.

 

  • После того, как меры реагирования будут продуманы, их нужно распределить.

 

Распределить такие меры реагирования по уровням риска легализации.

 

Что делает Организация в случае присвоения уровня риска 1, уровня риска 2 и т.д.

 

  • Следующее – это пятый уже основной момент — это часть Организации системы ПОД/ФТ, конечно же, необходимо вменить в обязанности сотрудников меры реагирования на события.

 

Т.е. сотрудник не только должен знать, что такое ПОД/ФТ, а должен понимать, как ему действовать в каждом конкретном случае.

 

  • И последнее, на мой взгляд сейчас самое актуальное для всех – это конечно, Автоматизация процессов.

 

Начиная с идентификации, даже не с идентификации, с применения превентивных мер по снижению рисков, например, отказ в приеме на обслуживанием лиц, которые однозначно могут вовлечь Организацию в легализацию, например, террористы (примечание автора — я бы не стала принимать на обслуживание экстремиста), и присвоения первичного уровня риска, выявления операций и заканчивая мерами реагирования (отказ, направление сведений в Росфинмониторинг, иное).

 

Если говорить об оценке рисков, то нельзя не упомянуть тот факт, что все Организации обязаны учитывать результаты национальной и секторальных оценок рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, рекомендации Росфинмониторинга, а также имеющиеся типологии ОД/ФТ/ФРОМУ, размещенные в Личном кабинете, на официальных сайтах международных организаций, занимающихся вопросами ПОД/ФТ/ФРОМУ, и иных доступных источниках.

 

риски легализации преступных доходов

В следующих статьях о рисках легализации (ОД/ФТ/ФРОМУ) я расскажу:

 

  • Методика выявления и оценки риска клиента; Порядок присвоения и пересмотра степени (уровня) риска клиента; Порядок учета и документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска клиента; Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента; Перечень мер повышенного внимания, применяемых в отношении операций клиентов, которым присвоена повышенная степень (уровень) риска клиента; Особенности мониторинга и анализа операций клиентов, относящихся к различным степеням (уровням) риска.

 

  • Методика выявления и оценки риска использования услуг организации в целях ОД/ФТ/ФРОМУ; Порядок присвоения и пересмотра степени (уровня) риска использования услуг; Порядок учета и документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг; Порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг; Перечень мер повышенного внимания, применяемых в отношении услуг организации, риск использования которых в ОД/ФТ/ФРОМУ оценивается организацией как повышенный.

 

  • Порядок оценки риска легализации, связанного с используемыми и планируемыми к использованию организацией технологиями предоставления услуг.

 

  • Методика выявления и оценки риска легализации; Указание способов управления риском легализации.

 

  • Перечень предупредительных мероприятий, направленных на минимизацию риска легализации.

Аудит правил ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Проверка правил на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ с внесением изменений (по запросу) в режиме правки, а также с комментариями на полях документа.

Разработка Программы по управлению рисками легализации

В AMlclub.ru работают только опытные специалисты в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, мы знаем разные методики присвоения и оценки рисков. Разработаем программу управления рисками, соответствующую вашей деятельности и возможности внедрения процедуры риск-ориентированного подхода.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *