Росфинмониторинг отвечает на наши вопросы
Вопрос
1. Организация оказывает посреднические услуги в сделках с недвижимостью. При этом договоры организация заключает исключительно с застройщиками недвижимости. Оплату услуг осуществляют исключительно застройщики. Исходя из определения клиента, указанного в Федеральном законе № 115-ФЗ, клиентами организации являются застройщики. И только их организация обязана идентифицировать. При этом исходя из условий договора с застройщиком организация готовит документы для оформления сделок купли-продажи недвижимости, тем самым обладает информацией об операциях с недвижимостью, в том числе сведениями об операциях с мат. капиталом и прочие.
Должна ли организация в таком случае направлять информацию об операциях в Росфинмониторинг при наличии подозрений?
Должна ли организация в таком случае проводить идентификацию клиентов застройщика? Если «да», просьба пояснить на основании организация обязана проводить идентификацию клиентов застройщика и требовать паспортные данные лиц.
В случае, если организация не обязана проводить идентификацию клиентов застройщика, то у организации отсутствуют сведения для представления сведений в Росфинмониторинг об операциях.
Правильно ли мы понимаем, что с учетом специфики деятельности организация не представляет сведения о сделках между застройщиком и его клиентами в Росфинмониторинг?
Ответ
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон No 115-ФЗ) клиент – физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
В целях Федерального закона No 115-ФЗ, по нашему мнению, под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в которых последняя обязана совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу и т.д.
Таким образом, организация обязана применять меры, предусмотренные российским законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), только в отношении лиц, подпадающих под определение клиента, и, следовательно, обязанность по идентификации клиентов застройщика, а также по направлению сведений об операциях между застройщиком и его клиентами у организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, отсутствует.
Дополнительно сообщаем, что основные критерии выявления и признаки
необычных операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или на финансирование терроризма установлены приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 No 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок». Данным нормативным документом, в том числе определены критерии и признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении сделок с недвижимым имуществом (группа 35).
Вопрос
2. Индивидуальный предприниматель — владелец ювелирной мастерской.
Порядок оказания услуг следующий: с клиентом заключается договор на изготовление изделия из драг.металлов, в течение некоторого времени клиент вносит предоплату за услугу, после оплачивает полную стоимость изделия (в этот момент сумма сделки превышает 40 000 рублей), далее забирает свой заказ.
1 Вопрос: в какой момент Индивидуальный предприниматель обязан проидентифицировать клиента: до заключения договора или в момент оплаты полной стоимости изделия на сумму 40 000 рублей?
2 Вопрос: как считать количество клиентов мастерской для отчета о результатах проверки по перечням: включать всех клиентов, кто купил изделие на сумму свыше 40 000 рублей? Включать всех клиентов, кто заключил договоры на изготовление изделий на сумму свыше 40 000 рублей? Включать всех клиентов Индивидуального предпринимателя за период?
Как в таком случае проверить лиц, в отношении которых не проводилась идентификация?
Ответ
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – индивидуальные предприниматели ювелирного сектора), обязаны до приема на обслуживание (понятие дано в ответе на первый вопрос обращения) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктом 1.4-2 указанной статьи.
Согласно пункту 1.4-2 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа (ЭСП) для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 200000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 рублей, (за исключением случая, если у индивидуального предпринимателя ювелирного сектора (его работников) возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Учитывая изложенное, в случае, если стоимость изготавливаемого ювелирного изделия превышает 40 000 рублей, идентификация клиента должна проводиться до заключения договора на изготовление такого изделия.
2. При представлении в Росфинмониторинг сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества индивидуальным предпринимателям ювелирного сектора необходимо руководствоваться информационным письмом Росфинмониторинга от 13.05.2016 No 52 «О порядке представления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)».
При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).
Обращаем внимание, что клиентом лицо признается при принятии на обслуживание независимо от проведения его идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона No 115-ФЗ.
Дополнительно отмечаем, что законодательство о ПОД/ФТ не содержит требований по хранению документов и/или информации для учета клиентов, в отношении которых не проводилась идентификация. Субъекты первичного финансового мониторинга, в том числе индивидуальные предприниматели ювелирного сектора, определяют порядок учета таких клиентов самостоятельно (например, хранение кассовых чеков или данные фискального накопителя).
Вопрос
3. В соответствии с абзацем 2 пункта 13.1-1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организация информирует клиента об отказе в порядке, установленном договором с клиентом или публичными правилами, в срок не позднее 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Правильно ли мы понимаем, что организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом следует включить в договор с клиентом отдельный порядок взаимодействия, связанный с получением отказов в выполнении распоряжений клиентов на совершение операций на основании Федерального закона № 115-ФЗ? Достаточно ли общего порядка взаимодействия, указанного в договоре с клиентом, для выполнения требований пункта 13.1-1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ?
Ответ
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В абзаце 2 пункта 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ закреплено, что в случае принятия организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, решения об отказе от проведения операции, такая организация обязана представить клиенту, которому отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, публичными правилами.
Из этого следует, что в договоре необходимо предусматривать порядок обмена юридически значимой информацией с клиентом, в том числе информацией, предусмотренной пунктом 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ, в том случае, если в организации по какой-либо причине не разработаны публичные правила предоставления информации или у клиента может возникнуть затруднение при ознакомлении с указанными правилами.
Считаем, что публичность правил, упомянутая в пункте 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ, заключается в их открытости и общедоступности.
При этом в целях соблюдения требований пункта 13.1-1 статьи 7 Закона No 115-ФЗ информируем, что помимо размещения публичных правил в свободном доступе на интернет-ресурсе организации, по нашему мнению, следует дополнительно включать в договор условие, касательно способа ознакомления клиентов с ними.