Консалтинговый центр по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Программа идентификации по ПОД/ФТ

Программа идентификации

Программа идентификации — сложнейшая часть Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

О программе

При разработке программы идентификации сотрудники AMLclub.ru учитывают вид деятельности организации, особенности оказания услуг клиентам, а также способы взаимодействия с клиентами, между подразделениями и сотрудниками организации (ИП).

  • Программа идентификации, содержащая перечень обязательных положений и порядков, установленных в нормативных правовых актах;
  • Анкета физического лица (клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя);
  • Приложение к анкете физического лица — форма для служебного пользования (информация, содержащая в этой части анкеты, не должна быть доступна клиенту/представителю клиента);
  • Анкета физического лица — бенефициарного владельца;
  • Приложение к анкете бенефициарного владельца — форма для служебного пользования (информация, содержащая в этой части анкеты, не должна быть доступна клиенту/представителю клиента);
  • Мотивированное суждение о бенефициарном владельце (форма для выявления и признания лица бенефициарным владельцем на основании соответствия факторам);
  • Анкета юридического лица (клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя);
  • Приложение к анкете юридического лица — форма для служебного пользования (информация, содержащая в этой части анкеты, не должна быть доступна клиенту/представителю клиента);
  • Опросный лист в целях изучения клиентов;
  • Анкета индивидуального предпринимателя/частнопрактикующего лица (клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя);
  • Приложение к анкете индивидуального предпринимателя/частнопрактикующего лица — форма для служебного пользования (информация, содержащая в этой части анкеты, не должна быть доступна клиенту/представителю клиента);
  • Анкета иностранной структуры без образования юридического лица (ИСБОЮЛ);
  • Приложение к анкете ИСБОЮЛ — форма для служебного пользования (информация, содержащая в этой части анкеты, не должна быть доступна клиенту/представителю клиента);
  • Опросный лист для оценки принадлежности лица к категории публичных должностных лиц (РПДЛ/ИПДЛ/ДЛ ПМО), лиц, связанных с ними;
  • Решение руководителя организации о приеме на обслуживание/отказе в обслуживании отдельных категорий клиентов;
  • Список открытых источников информации для проверки сведений о клиенте/контрагенте;
  • Перечень факторов, влияющих на степень риска клиента;
  • Программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании;
  • Опросный лист в целях получения сведений о деловой репутации.

Типовая программа идентификации содержит:

Для Организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, Пробирной палате, Роскомнадзору, ФНС
Для Организаций, поднадзорных Банку России
  1. Общие положения:
    • Проведение отдельных видов идентификации («полной», упрощенной, «удаленной»);
    • Случаи, при которых идентификация не проводится;
    • Поручение идентификации и (или) сбора документов третьим лицам;
    • Право на отказ в исполнении распоряжения клиента на совершение операции;
    • Использование открытых источников информации органов государственной власти;
    • Перечень мероприятий, осуществляемых в целях идентификации;
    • Иные общие сведения о порядке проведения идентификации в Организации (ИП).
  2. Сбор сведений и документов о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.
    • Установление в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений, определенных статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ;
    • Проверка достоверности сведений до приема на обслуживание клиента;
    • Документы, удостоверяющие личность;
    • Требования к документам: заверение копий и выписок из документов, перевод документов, составленных на иностранном языке, прочее.
  3. Выявление и идентификация бенефициарных владельцев.
    • Порядок принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, и проверке достоверности полученных сведений.
    • Мероприятия по установлению бенефициарного владельца клиента;
    • Выявление бенефициарных владельцев;
    • Идентификация бенефициарных владельцев;
    • Обновление информации о бенефициарном владельце клиента.
  4. Проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7.4 и абзацем вторым пункта 1 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.
  5. Выявление и идентификация публичных должностных лиц (иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ), российских публичных должностных лиц (РПДЛ), публичных должностных лиц международных организаций (МПДЛ).
    • Определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу публичных должностных лиц (ПДЛ).
    • Порядок выявления среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, ПДЛ и лиц, связанных с ПДЛ;
    • Мероприятия, направленные на выявление ПДЛ;
    • Порядок принятия на обслуживание ПДЛ;
    • Меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных ПДЛ;
    • Представление сведений об операциях ПДЛ.
  6. Выявление юридических и физических лиц, имеющих регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
  7. Оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ.
  8. Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
  9. Выявление в рамках идентификации лиц, чьи операции подлежат приостановлению.
  10. Способы и формы фиксирования сведений (информации), получаемых организацией в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, проведения мероприятий, а также порядок обновления указанных сведений.
  11. Порядок проверки клиентов по санкционным перечням.
  1. Общие положения:
    • Проведение отдельных видов идентификации («полной», упрощенной, «удаленной»);
    • Случаи, при которых идентификация не проводится;
    • Использование открытых источников информации органов государственной власти;
    • Иные общие сведения о порядке проведения идентификации в Организации (ИП).
  2. Порядок идентификации клиента, представителя клиента (в том числе лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, как представителя клиента), выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, в том числе особенности процедуры упрощенной идентификации.
  3. Положения о способах и формах фиксирования сведений (информации), получаемых организацией в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
    • Формы анкет (досье) клиента;
    • Порядок ведения анкеты (досье) клиента.
  4. Перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов.
    • Основания для признания физического лица бенефициарным владельцем клиента;
    • Основания для признания в качестве бенефициарного владельца лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента — юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица;
    • Иные факторы наличия у физического лица возможности контролировать действия клиента, на основании которых такое физическое лицо будет признано организацией бенефициарным владельцем клиента.
  5. Положение о фиксировании в анкете (досье) клиента обоснования принятого решения о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента – физического лица;
  6. Порядок проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7.4, пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.
  7. Идентификация выгодоприобретателей.
  8. Особенности процедуры идентификации выгодоприобретателя, который не был идентифицирован организацией до приема клиента на обслуживание в связи с информацией клиента об отсутствии выгодоприобретателя в планируемых им к совершению операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, при принятии его на обслуживание.
  9. Порядок проведения организацией мероприятий по проверке информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце.
    • Требования к документам: заверение копий и выписок из документов, перевод документов, составленных на иностранном языке, прочее.
  10. Положение о мерах, направленных на выявление организацией среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ.
  11. Порядок обеспечения доступа сотрудников организации к информации, полученной при проведении идентификации.
  12. Порядок обновления сведений (информации), полученных организацией в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, с указанием периодичности их обновления;
  13. Положение о принимаемых организацией мерах, направленных на получение информации о клиенте, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;
  14. Способы взаимодействия организации с клиентом при запросе сведений и документов, необходимых для проведения идентификации (обновления идентификационных сведений), а также особенностей взаимодействия с клиентом, который обслуживается с использованием систем дистанционного обслуживания (в случае если организация использует в своей деятельности технологии дистанционного обслуживания клиентов);
  15. Порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, основания оценки такого риска;
  16. Порядок взаимодействия организации с третьими лицами, осуществляющими сбор сведений и документов в целях идентификации лиц, принимаемых организацией на обслуживание (в случае если организация привлекает третьих лиц для сбора сведений и документов в целях идентификации).

При разработке программы идентификации для организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, Пробирной палате, ФНС, Роскомнадзору, учитываются требования, установленные в:

  • Статьях 3, 4, 6, 7, 7.3, 7.4, 7.5, 8 Федерального закона № 115-ФЗ;
  • Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Приказе Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»;
  • Информационном письме Росфинмониторинга от 12.12.2017 № 53 «О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами»;
  • Информационном письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 04.12.2018 г. № 57 «О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов»;
  • иных нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

При разработке программы идентификации для организаций, поднадзорных Банку России, учитываются требования, установленные в:

  • Статьях 3, 4, 6, 7, 7.3, 7.4, 7.5, 8 Федерального закона № 115-ФЗ;
  • Положении Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Положении Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Методических рекомендациях, информационных письмах и разъяснениях Банка России;
  • Отчетах о национальной и секторальной оценке рисков отмывания доходов и финансирования терроризма;
  • иных нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

По любым вопросам, связанным с оказанием услуг по ПОД/ФТ/ФРОМУ в ООО «СКЦ по 115-ФЗ» Вы можете обращаться по телефонам: 8 (800) 201-13-91, +7(965) 178-58-31 (С 9:00 до 21:00 без выходных), а также по почте: admin@amlclub.ru.

×
Карта сайта
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности