Разовые операции, совокупность операций и подозрительные действия клиентов

Разовые операции и подозрительная деятельность клиентов

Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ

01.03.2022 года вступят очередные изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ, которые существенно изменят наши подходы к выявлению операций, направленных на отмывание доходов.

Изменения вносит все тот же Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».

Какая сегодня практика работы со 115-ФЗ?

Сегодня организации уверены в том, что они обязаны выявлять и направлять информацию в Росфинмониторинг только об операциях, подлежащих обязательному контролю, которые перечислены в статье 6 и в статье 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ. А все вот это остальное (операции, подлежащие документальному фиксированию, необычные операции (сделки), подозрительные операции) – это необязательно: «хотим выявляем, хотим не выявляем, в деятельности наших клиентов нет подозрительных операций сделок и не докажете».

Представители многих отраслей в принципе не считают нужным обращать внимание на подозрительное поведение клиента. Нам часто приходится на повышении уровня знаний/целевом инструктаже буквально доказывать, что выявлять подозрительные операции – это такая же обязанность, как выявлять операции, подлежащие обязательному контролю. Многие спорят о том, что у них нигде не написано, что они должны выявлять операции, направленные на отмывание доходов, например, представители лизинговой отрасли часто отмахиваются, что у них только обязательный контроль и все.

Но правда в том, что выявлять операции (сделки), которые могут быть направлены на отмывание доходов или финансирование терроризма в соответствии с критериями, которые утверждены Росфинмониторингом – это такая же обязанность, как и выявление операций, подлежащих обязательному контролю. А обязательный контроль – это лишь термин, который закрепляет за Росфинмониторингом обязанность изучать информацию об операциях, критерии которых закреплены в статье 6 и в статье 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

01.03.2022 г. вступают в силу очередные изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ в части выявления подозрительных операций, сведения о которых все субъекты Федерального закона № 115-ФЗ обязаны направлять в Росфинмониторинг.

Самое важное, что здесь следует отменить:

1. Что сведения подлежат представлению в Росфинмониторинг как о разовых операциях (сделках), так и о совокупности операций (сделок) клиента.

2. Кроме того, подозрительными теперь могут быть не только операции (сделки) клиентов, но и деятельность.

Это когда одна операция не вызывает подозрения, но поведение странное, сделки вроде каждая по отдельности не вызывает подозрений, а вот если посмотреть период, то рисуется картина, похожая на отмывание доходов.

3. В сведения о разовой подозрительной операции (сделке), о совокупности подозрительных операций (сделок), о подозрительной деятельности клиентов обязательно включается также информация о бенефициарном владельце.

 

Текст изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ:

В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какая-либо разовая операция либо совокупность операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций и (или) действий, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях и (или) действиях независимо от того, относятся или не относятся такие операции к операциям, предусмотренным статьей 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ. В указанные сведения включается имеющаяся информация о бенефициарном владельце.

Первое и самое важное: Провести внутреннее обучение для сотрудников организации с связи с изменениями. Зафиксировать факт проведенного обучения.

Второе: Нужно разработать и утвердить новую редакцию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности