Разъяснения Росфинмониторинга для операторов по приему платежей

Разъяснения Росфинмониторинга для операторов по приему платежей

Можно ли платежному агенту сняться с учета в Росфинмониторинге, если у он не принимает наличные денежные средства?

Просим ответить на вопросы и подтвердить некоторые выводы по осуществлению деятельности оператора по приму платежей с целью исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). 1. В соответствии с пп. 4 п. 2. ст. 1 положения Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон о деятельности по приему платежей), не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке. В соответствии с пп. 4 ст. 2 оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 3 под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Закона о деятельности по приему платежей признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Правильно ли мы понимаем, что организация, не принимающая платежи от физических лиц в наличном порядке, не является оператором по приему платежей и, соответственно, не является субъектом Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ)? Ответ Росфинмониторинга на первый вопрос: Согласно подпункту 4   пункта   2   статьи   1   Федерального   закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) положения указанного закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, в частности, осуществляемых в безналичном порядке. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. В силу статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Федерального закона № 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Таким образом, в случае, если организация не принимает наличные денежные средства от физических лиц, на нее не распространяются требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Первое и самое важное: Нужно разработать и утвердить новую редакцию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Второе: Провести внутреннее обучение для сотрудников организации с связи с изменениями. Зафиксировать факт проведенного обучения.

2. В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о деятельности по приему платежей, оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Правильно ли мы понимаем, если организация не принимает платежи от физических лиц в наличном порядке, но привлекает 1 (одного) платежного субагента для осуществления приема платежей, то организация является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ, обязана встать на учет в Росфинмониторинг и осуществлять все мероприятия по ПОД/ФТ?

Ответ Росфинмониторинга на второй вопрос:

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ установлено, что платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять   прием    наличных    денежных    средств    от    плательщиков в соответствии с условиями договора, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принятые платежным субагентом от плательщиков денежные средства должны   быть   перечислены   с    его    специального    банковского    счета на специальный банковский счет оператора по приему платежей, с которым у данного   платежного   субагента   заключен   соответствующий   договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, в случае привлечения организацией платежного субагента для осуществления приема платежей от физических лиц, такая организация обязана осуществлять свою деятельность на основании Федерального закона № 103-ФЗ и исполнять требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), в том числе по постановке на учет в Росфинмониторинге.

3. В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона о деятельности по приему платежей, платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о ПОД/ФТ.

В соответствии с пп. 1) п. 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 — 1.4-6 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В пп. 1.1. ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ указано:

идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов — физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

 На основании вышеизложенного просим подтвердить вывод: платежный субагент не вправе принимать платежи на сумму свыше 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.

Ответ Росфинмониторинга на третий вопрос:

Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ установлено, что платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации    (отмыванию)    доходов,    полученных    преступным    путем, и финансированию терроризма.

Соответственно, платежный субагент не вправе принимать платежи на сумму свыше 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте эквивалентную 15 000 рублей.

4. В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона о деятельности по приему платежей, оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о ПОД/ФТ в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

Просим подтвердить вывод: если организация не принимает от плательщиков наличные денежные средства, направленные на исполнение денежных обязательств перед поставщиком, а получает такие денежные средства от кредитной организации и (или)  субагента, то физические лица – плательщики не являются клиентами организации в смысле Федерального закона № 115-ФЗ. И, соответственно, у организации отсутствует обязанность идентифицировать плательщиков.

5. В соответствии с ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ клиентом организации является физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

В связи с тем, что у организации заключен 1 (один) субагентский договор, и, по нашим выводам, организация только на основании такого договора является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ, просим подтвердить вывод о том, что клиентом организации для целей Федерального закона в таком случае будет являться только субагент. И организация в таком случае обязана идентифицировать только субагента.

Ответ Росфинмониторинга на четвертый и пятый вопросы:

В статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ определен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые обязаны соблюдать требования, установленные указанным законом. В указанный перечень входят, в том числе операторы по приему платежей.

Статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что клиент — физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Под «обслуживанием» в целях Федерального закона № 115-ФЗ следует понимать   наличие    гражданско-правовых    отношений    между    лицом и организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в которых последняя обязана совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно, оказать услугу, выполнить работу и другое.

Таким образом, оператор по приему платежей должен применять меры, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ, в отношении всех лиц, подпадающих под определение «клиент», независимо от осуществляемого основного или дополнительного вида деятельности и (или) характера, совершаемого в пользу другого лица действия в соответствии с заключенным между ними договором.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности