Противодействие сомнительным валютным операциям и применение специальных экономических мер

Как Федеральная таможенная служба РФ противодействует сомнительным валютным операциям?

С какими органами в своей работе взаимодействует таможенная служба?

В соответствии с действующим законодательством на таможенные органы возложен не только таможенный, но и валютный контроль. Для осуществления валютного контроля в текущих напряженных условиях таможенные органы используют принципы риск-ориентированного подхода и основное внимание уделяется высокорисковым объектам.

 

Для того, чтобы качественно осуществлять необходимые мероприятия, Федеральная таможенная служба РФ разработала правовую базу. Также на данный момент ведутся работы по созданию автоматизированной системы мониторинга и выбора объектов контроля. Такая система основывается на автоматическом распределении участников, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, по уровню риска нарушения ими валютного законодательства.

 

Основные направления деятельности таможенной службы в сфере валютного контроля:

  • противодействие сомнительным валютным операциям, целью которых является вывод денежных средств из РФ с использованием фиктивных внешнеторговых сделок (при взаимодействии с Банком России, ФНС России и Росфинмониторингом);
  • соблюдение требований и ограничений, вводимых специальными экономическими мерами.

Федеральная таможенная служба РФ регулярно передает Банку России сведения о декларациях на товары с признаками недействительных данных о цене товара для блокировки сомнительных валютных операций. За первое полугодие 2023 года было направлено 10 таких сообщений, что на 1 сообщение больше, чем было отправлено за аналогичный период прошлого года.

 

За первое полугодие 2023 года в Федеральную налоговую службу РФ была направлена информация о 828 организациях с признаками недостоверности сведений в ЕГРЮЛ (на 20 организаций меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года). Данная информация позволила исключить из ЕГРЮЛ 33 таких лица (в аналогичном периоде 2022 года – 108).

 

Благодаря сотрудничеству с Банком России и ФНС России был предотвращен вывод денежных средств за пределы России на сумму около 277 млн. руб.

 

Росфинмониторинг передает таможенным органам информацию об участниках внешнеэкономической деятельности для последующей оценки степени рисков нарушений, связанных с возможным отмыванием преступно полученных доходов. В свою очередь таможенные органы запрашивают у межрегиональных управлений Росфинмониторинга данные о схемах финансовых связей для установления выгодоприобретателей по сомнительным сделкам и создания доказательной базы по найденным преступлениям в валютной сфере.

 

Федеральная таможенная служба РФ проводит работу с уполномоченными органами других стран по заключению меморандумов по предупреждению, обнаружению и пресечению совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных операций. На данный момент уже подписан ряд соглашений с ведомствами нескольких государств.

 

Важным направлением деятельности также является организация взаимодействия с Казначейством России и Банком России (включая реализацию платформы «Знай своего клиента»). На данный момент Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральным казначейством и Федеральной таможенной службой находится на стадии заключения. Помимо этого, таможенная служба принимает участие в развитии классификатора признаков финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения в части сомнительных валютных операций.

 

«Знай своей клиента» — это сервис, запущенный Банком России с 01.07.2022 года. Его целью является оценка клиентов кредитных организаций на предмет участия в сомнительных финансовых операциях и обмен информацией с контролирующими органами, что способствует повышению эффективности национальной системы ПОД/ФТ.

 

Федеральная служба РФ принимает участие в данном проекте в рамках реализации многостороннего соглашения от 29.07.2022 г. За первое полугодие 2023 года ФТС было рассмотрено 688 заявлений от юр.лиц и ИП об отсутствии оснований для применения к ним мер (предусмотренных п.5 ст.7.7 Федерального закона №115-ФЗ).

 

Как мы сказали в начале статьи, вторая значимая задача таможенной службы – это контроль за соблюдением специальных экономических мер, затрагивающих сферу валютных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Для осуществления этого вида контроля были разработаны нормативные правовые акты и установлено информационное взаимодействие с Банком России и уполномоченными банками. Это обеспечило соблюдение установленных требований на стадии декларирования товаров.

 

Таможенная служба постоянно анализирует схемы обхода специальных экономических мер и усовершенствует инструменты системы управления рисками.

А если вы хотите больше знать об отмывании доходов, способах и формах легализации денежных средств, о том, как выявлять подозрительные операции и направлять информацию в Росфинмониторинг, то ждем вас на нашем онлайн-обучении. Для записи на обучение по ПОД/ФТ

 

пишите на почту: admin@amlclub.ru / etaran@amlclub.ru

или звоните по телефону: 8(800)201-13-91 / +7(965) 178-58-31

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности