Вы уверены, что Ваши Правила внутреннего контроля полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ?
А вот представители надзорных органов уверяют редакцию AMLclub.ru в том, что 95 % Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, проверяемых ими в рамках дистанционного надзора, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.
Много информации писала для организаций, поднадзорных Росфинмониторингу. Сегодня расскажу о порядке осуществления проверок Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ для организаций, поднадзорных Банку России, и о наиболее популярных нарушениях, которые допускают субъекты Федерального закона № 115-ФЗ при разработке Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее — ПВК по ПОД/ФТ), выявляемых при проверках.
В рамках дистанционного надзора ПВК по ПОД/ФТ запрашиваются с определенной периодичностью. Обычно составляется план на квартал, в выборку включаются представители разных видов некредитных финансовых организаций (НФО). Поэтому представители малочисленных отраслей деятельности попадают в план проверок чаще.
Одновременно с ПВК по ПОД/ФТ запрашиваются сведения об Ответственном сотруднике по ПОД/ФТ (СДЛ), сведения о наличии филиалов, о количество сотрудников. Целью запроса этой информации является выявление субъектов малых и микро предприятий (для таких организаций требования к содержанию ПВК по ПОД/ФТ иные). Запрашивается также информация о дистанционном взаимодействии с клиентами (что-то вроде опросника). На основе полученных документов сотрудники надзорного органа проводят анализ ПВК по ПОД/ФТ.
Что проверяют в ПВК по ПОД/ФТ?
Наличие необходимых программ, порядков, сроков и т.п., установленное требованиями нормативных актов Банка России по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
По результатам анализа выявляются явные недостатки по структуре ПВК по ПОД/ФТ, опечатки, и нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ. Составляется мотивированное суждение сотрудника, осуществившего проверку.
По недостаткам обществу направляется письмо рекомендательного характера об устранении.
После проведенного анализа и выявленных нарушений в ПВК по ПОД/ФТ, сведения о нарушениях передаются в подразделение, где возбуждаются дела. И, если за такие же выявленные недостатки в ПВК по ПОД/ФТ кредитные организации получают письма об устранении недостатков, то НФО сразу же попадают на штраф и/или предписание.
Дела об административных правонарушениях возбуждаются по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) в отношении общества и лица, утвердившего ПВК по ПОД/ФТ. Обращаю внимание, не или/или, а именно, и на общество, и на единоличный исполнительный орган (ЕИО). Размер штрафа по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ — на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Одновременно по нарушениям направляется предписание об устранении выявленных нарушений в ПВК по ПОД/ФТ. Если предписание не исполнено (исполнено несвоевременно или не в полном объеме), по такому факту возбуждается дело по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ. Размер штрафа в таком случае составляет — на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц — от 700 000 до 1 млн. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Типичные нарушения в ПВК по ПОД/ФТ, допускаемые НФО, поднадзорными Банку России:
— Выбирают операции, подлежащие обязательному контролю, характерные только для своего вида деятельности.
Прим.автора — Любые операции, указанные в статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ потенциально могут быть выявлены всеми субъектами при изучении деятельности клиента и его операций.
— Делают исключения из признаков необычных сделок (например, кооперативы и ломбарды исключают, соответственно, сделки кооперативов и ломбардов).
Прим.автора — Потому что считают, что это автоматически приводит к повышению уровня риска клиента или операций. Все виды необычных сделок, которые соответствуют осуществляемой деятельности должны быть включены в ПВК по ПОД/ФТ, несмотря на риски. Рисками следует управлять.
— Забывают прописать порядки взаимодействия сотрудников (выявивших что-то, и принимающих решение).
Прим.автора. – несмотря на то, что часто, особенно в малых и микропредприятиях, все вопросы организации по ПОД/ФТ аккумулируются на 1 человеке, есть требования подзаконных нормативных актов, о том, что все сотрудники организации, вне зависимости от занимаемой должности, обязаны участвовать в деятельности организации по ПОД/ФТ.
— Не прописывают порядки выявления и признания бенефициарных владельцев клиентов, порядки взаимодействия с клиентами в разных ситуациях.
— Не обновляют/несвоевременно обновляют ПВК по ПОД/ФТ (например, некоторые организации не вносили изменения в ПВК по ПОД/ФТ на основании Указания Банка России № 5075-У (ведь изменения были внесены на основании Федерального закона № 115-ФЗ, и других НПА, связанных с ФРОМУ; другие НФО не вносили изменения в Программу управления рисками, несмотря на то, что требования к ней изменились в соответствии с Положением Банка России № 445-П; и пр.)
Есть у представителей надзорных органов практика привлекать к административной ответственности за совершенно абсурдные нарушения требований подзаконных нормативных актов.
Например:
В шаблоне анкеты клиента графа называлась «ДатА обновления», а в Положении Банка России № 444-П у такой графы должно быть наименование «ДатЫ обновлений». Обществу в таком случае вменялось то, что в этом случае оно предполагает фиксировать только последнюю дату обновления анкеты клиента, а не все, как это требуется в соответствии с Положением Банка России№ 444-П.
Подобные дела, как правило, закрывают по малозначительности. Но сам факт отсутствия состава нарушения в таком случае, так никто и не смог оспорить.
аудит под фт ПВК по ПОД/ФТ правила внутреннего контроля правила внутреннего контроля ПОД/ФТ проверки под/фт целевые правила внутреннего контроля