Консалтинговый центр по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Поправки к 115-ФЗ от 10.01.2021 г.

О совершенствовании процедур обязательного контроля

С 10.01.2021 выявление операций будет ориентировано на специфику осуществляемой деятельности и проводимых операций.

10.01.2021 г. вступают в силу изменения в Федеральный закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) в части совершенствования процедур обязательного контроля.

Какой только информации не опубликовано в сети «Интернет» к этим поправкам. Нам довелось читать примерно следующие выводы: «все операции без разбора теперь будут, подлежать контролю», «все операции с наличностью теперь под запретом», «риэлторы обязаны отчитываться в Росфинмониторинг по каждой сдаче в аренду недвижимости» и прочее.

Мы в AMLclub.ru разобрались в поправках и публикуем наш анализ и выводы:

Пожалуй, самое главное, о чем забывают сказать в своих статьях наши коллеги, это то, что обязательный контроль значительно упростился.

1.  Операции, подлежащие обязательному контролю — это операции, которые рассматриваются Росфинмониторингом.

Это следует из определения обязательного контроля — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ничего страшного в обязательном контроле нет.

Операции, подлежащие обязательному контролю – это, лишь, перечень критериев операций, которые Росфинмониторинг рассматривает.

Отличаются такие операции от других, выявляемых субъектами Федерального закона № 115-ФЗ, срочностью выявления и представления сведений. Субъекты Федерального закона № 115-ФЗ направляют в Росфинмониторинг сведения о таких операциях в течение 3 рабочих дней с даты их совершения.

2. Операция по снятию со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме, в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; подлежит обязательному контролю, в случае если совершается на сумму равную или превышающую 600 000 рублей (эквивалент).

Ранее банки определяли специфику деятельности организации и свойственно ли такой организации вносить наличные денежные средства на счет. С 10.01.2021 года, банки просто будут направлять сведения о снятиях/зачислениях наличных денежных средств на счета юридических лиц.

Эта поправка не отменяет права организации вносить или снимать наличные денежные средства. В результате этой поправки Росфинмониторинг будет получать больше информации для анализа с целью борьбы с легализацией серой наличности, которая генерируется, как правило, доходами от наркоторговли и другой преступной деятельности, а снятие наличных может быть направлено на коррупцию, взяточничество, финансирование терроризма и уход от уплаты налогов.

3. Зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации (инкорпорации), либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия (на сумму равную или превышающую 600 000 рублей (эквивалент)).

Проведение многомиллионных операций в начале деятельности не свойственно реальному бизнесу, но свойственно однодневкам, поэтому информация о таких операциях направляется в Росфинмониторинг. В связи с поправками будет отслеживаться операции не только юридических лиц, но и иностранных структур без образования юридического лица (ИСБОЮЛ).

4. Выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии на сумму равную или превышающую 600 000 рублей (эквивалент) по определенным видам страхования.

Страховые компании все чаще используются в целях легализации, об этом Ю. Чиханчин докладывал Президенту РФ.

Росфинмониторинг будет уделять их операциям больше внимания.

5. Получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре на сумму равную или превышающую 600 000 рублей (эквивалент).

Передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры на сумму равную или превышающую 600 000 рублей (эквивалент).

Выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее на сумму равную или превышающую 600 000 рублей (эквивалент).

Денежные средства для участия в азартных играх могут быть переведены на счет «игрока» с целью сокрытия истинного источника происхождения денежных средств. Важно понимать откуда эти денежные средства пришли, как много будет участвовать «игрок», как быстро и куда такие денежные средства будут выведены. Прямыми признаками сделок, направленных на легализацию, являются: регулярность, однотипность, отсутствие экономического смысла.

Под видом выигрыша от участия в лотерее денежные средства, полученные в результате преступления (коррупция, наркоторговля и пр.) могут размещаться на счетах физических лиц с целью последующей легализации.

6. Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

Много шума было, вокруг этого пункта, но фактически задача для субъектов Федерального закона № 115-ФЗ упростилась. Раньше информацию в Росфинмониторинг о сделках с недвижимостью представляли все субъекты закона, с 10.01.2021 года — исключительно кредитные организации и исключительно по операциям клиентов.

7. Предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) на сумму равную или превышающую 600 000 рублей (эквивалент).

Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Мошенники используют договоры финансовой аренды в целях легализации (платежи от третьих лиц, платежи от разных лиц (в т.ч. однодневки), предоставление беспроцентных займов для погашения лизинга и пр.).

8. Операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

На конференции по ПОД/ФТ, которая прошла в мае 2020 года, которую организовывал AMlclub.ru, спикеры от Росфинмониторинга отметили, что участилось использование счетов телекомов с целью легализации.

9. Пожалуй, самое главное, о чем забывают сказать в своих статьях наши коллеги, это то, что обязательный контроль значительно упростился.

Ранее, все субъекты Федерального закона № 115-ФЗ обязаны были выявлять все операции, подлежащие обязательному контролю, перечисленные в статьях 6 и 7.5. Субъекты Федерального закона № 115-ФЗ обязаны были добавлять их все в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ и организовывать выявление, даже ели некоторые виды операций не были присущи осуществляемой деятельности организации.

За избирательное отношение к выявляемым операциям многие субъекты Федерального закона № 115-ФЗ были привлечены к административной ответственности по пункту 1 стать 15.27 КоАП РФ.

Но с 10.01.2021 выявление операций будет ориентировано на специфику осуществляемой деятельности и проводимых операций.

Ознакомиться с тем, какие субъекты и какие операции должны выявлять можно в пункте 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Карта сайта
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности