Консалтинговые услуги по ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Платформа Знай своего клиента и очередные изменения в 115-ФЗ

Изменения в Законе 115-ФЗ

Новые требования к обновлению сведений о клиентах, запускается платформа Банка России «Знай Своего Клиента», о том как это будет работать, новая Межведомственная комиссия

Обзор изменений Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), который меняется меняется буквально через день.

Вчера мы делали обзор изменений Закона № 115-ФЗ, которые вступили в силу 29.06.2022 г., ну а 01.07.2022 г. вступает в силу новая 92 редакция Закона № 115-ФЗ.

Не можем пропустить это событие, написали очередной обзор:

  1. Внесены очередные изменения в Закон № 115-ФЗ в части мер, направленных на противодействие легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

К мерам по борьбе с отмыванием доходов НЕ ОТНОСИТСЯ: установление дополнительных (повышенных размеров) комиссионных вознаграждений, сборов и иных вознаграждений.

  1. Привели весь текст Закона № 115-ФЗ в соответствие в части отказов в совершении операций. В статье 4 Закона № 115-ФЗ исключили «в выполнении распоряжений клиентов на совершение операций». Организациям и Индивидуальным предпринимателям как раньше позволяется информировать клиентов об отказах в совершении операций.
  2. Серьезные изменения в части обновления сведений о клиентах.

Теперь сведения о клиентах, которые отнесены к группе «низкого» риска можно обновлять раз в три года, а клиентов, которые отнесены к группе «среднего» и «высокого» риска в соответствии с правилами внутреннего контроля, но не реже 1 раза в год.

  1. Межведомственная комиссия при Банке России, которая рассматривает споры об отказах (досудебное урегулирование споров об отказах на основании Закон № 115-ФЗ) с 01.07.2022 г. должна будет в обязательном порядке включать не только представителей Банка России и Росфинмониторинга, но и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Общероссийские общественные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций вправе участвовать в рассмотрении межведомственной комиссией заявлений, если присоединятся к многостороннему соглашению о взаимодействии.
  2. Начинает работу платформа Банка России «Знай своего клиента» во всю силу. Новая статья 7.6 Закона № 115-ФЗ обязывает банки представить в Банк России наименование всех организаций-клиентов и ФИО всех клиентов – индивидуальных предпринимателей, а Банк России оценит их по трехуровневой шкале и отнесет к различным группам риска: низкий, средний, высокий. Банки должны решить будут они эту информацию учитывать при работе с клиентами или нет.
  3. Если банки будут использовать информацию о группе риска от Банка России при работе с клиентами, то соответствующие положения должны быть отражены в Правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
  4. Если банк согласится использовать от Банка России, то не вправе отказать клиенту, отнесенному к низкой группе риска в совершении операции на перевод денежных средств контрагенту, который является клиентом этого банка и отнесен Банком России также к низкой группе риска или контрагенту, который НЕ является клиентом этого банка и также отнесен Банком России к низкой группе риска, за исключением случаев, когда у сотрудников банка есть подозрения в том, что операции направлены на отмывание доходов.
  5. Также в Законе № 115-ФЗ прописан ряд нюансов, что можно делать банкам при проведении операций, что нельзя. Что делать с информацией о группе риска клиента и пр. Если клиент отнесен Банком России к высокой группе риска, то банк не осуществляет его операции, ограничивает доступ к электронным средствам платежа, не выдает остаток денежных средств даже при расторжении договора. Но есть ряд операций, которые можно провести, например, уплатить налоги, выплатить зарплату сотрудниками и прочие обязательные платежи, но не без оговорок, конечно.
  6. Клиент банка, конечно, может оспорить это ограничение проведения операций и отказ в выдаче остатков со счетов в Межведомственной комиссию в течение 6 месяцев. И уже после того, как получит решение Межведомственной комиссии будет вправе обратиться в суд для дальнейшего урегулирования спора, если потребуется.

Первое и самое важное: Провести внутреннее обучение для сотрудников организации с связи с изменениями. Зафиксировать факт проведенного обучения.

Второе: Нужно разработать и утвердить новую редакцию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться