Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу
Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ, ПОДНАДЗОРНЫХ РОСФИНМОНИТОРИНГУ
Памятка информирует о правах и обязанностях организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, субъектов статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, а именно:
- лизинговых компаний;
- операторов по приему платежей;
- организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- коммерческих организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
1.1. РАЗРАБОТКА И ОБНОВЛЕНИЕ
Правила внутреннего контроля (ПВК) разрабатываются самостоятельно и утверждаются единоличным исполнительным органом организации или индивидуальным предпринимателем (ИП).
Требования к ПВК, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями (далее — Требования к ПВК), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667.
Все программы, поименованные в Требованиях к ПВК, обязательны к включению в ПВК.
В случае вступления в силу новых нормативных правовых актов (НПА) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, затрагивающих обязанности организаций/индивидуальных предпринимателей по ПОД/ФТ/ФРОМУ, либо внесения аналогичных изменений в действующие НПА, ПВК приводятся организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями указанных НПА не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими НПА.
1.2. НАЗНАЧЕНИЕ СДЛ
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (СДЛ).
СДЛ должны пройти соответствующее обучение (целевой инструктаж) до начала осуществления своих функций.
- с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
- не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
- Наличие и использование личного кабинета для организации и индивидуального предпринимателя является обязательным.
- Через личный кабинет до организаций и индивидуальных предпринимателей доводятся:
- Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
- Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
- сведения о типологиях и рисках ОД/ФТ;
- оценка законопослушности с указанием рисков, на снижение которых должна быть направлена их работа;
- учебные курсы.
- Установление и фиксирование идентификационных данных, формирование анкеты клиента;
- Проверка по перечням (Нижеперечисленные перечни регулярно обновляются. Проверка клиентов, с которыми у организации и индивидуального предпринимателя длящиеся гражданско-правовые отношения, должна проводиться каждый раз при обновлении перечней):
— Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
— Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
— Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
- Выявление лиц, операции которых должны приостанавливаться (постановление уполномоченного органа о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, решение суда);
- Выявление публичных должностных лиц (ПДЛ) и их родственников;
- Выявление лиц из стран, не выполняющих требования ФАТФ (Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 N 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)»). В настоящее время в указанный перечень включены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика.
- операции (сделки), подлежащие обязательному контролю в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ;
- необычные операции (сделки), в отношении которых возникают подозрения, что они совершаются в целях ОД/ФТ.
- о признании операции (сделки) подлежащей обязательному контролю или подозрительной операцией (сделкой);
- о дополнительном изучении необычной операции (сделки) клиента;
- о представлении информации о вышеуказанных операциях в Росфинмониторинг.
- замораживать (блокировать) денежные средства или иное имущество, то есть организациям и индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, принадлежащих лицу:
- выплачивать гуманитарное пособие за счет замороженных (заблокированных) денежных средств или иного имущества (при его назначении МВК по ПФТ);
- формировать ФЭС о принятых мерах по замораживанию (блокированию) и направлять в Росфинмониторинг согласно Инструкции.
- юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем лица, денежные средства или иное имущество которого подлежит замораживанию (блокированию);
- физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию вышеуказанного лица;
- физических или юридических лиц, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда;
- формировать ФЭС о приостановлении операции и направлять в Росфинмониторинг согласно Инструкции.
- принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества,
- приостановлении операции,
- отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций и его причинах,
- необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 115-ФЗ.
Свежие записи
- Госдума расширила 115-ФЗ для борьбы с экстремизмом
- С 01.01.2025 некредитные организации могут поручать идентификацию клиентов операторам финансовых платформ.
- Судебная практика для салона связи.
- Опубликованы Методические рекомендации об усилении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов
- Судебная практика для Почты России