2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ.
2.1. ПРОВЕДЕНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛИЕНТОВ, ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ, БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ. ФИКСИРОВАНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОСЬЕ КЛИЕНТА
При проведении идентификации клиента проводятся следующие мероприятия:
- Установление и фиксирование идентификационных данных, формирование анкеты клиента;
- Проверка по перечням (Нижеперечисленные перечни регулярно обновляются. Проверка клиентов, с которыми у организации и индивидуального предпринимателя длящиеся гражданско-правовые отношения, должна проводиться каждый раз при обновлении перечней):
— Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
— Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
— Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
- Выявление лиц, операции которых должны приостанавливаться (постановление уполномоченного органа о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, решение суда);
- Выявление публичных должностных лиц (ПДЛ) и их родственников;
- Выявление лиц из стран, не выполняющих требования ФАТФ (Приказ Росфинмониторинга от 10.11.2011 N 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)»). В настоящее время в указанный перечень включены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика.
Документы, составляемые и получаемые при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев либо обновлении сведений о них, формируются в досье клиента. (Срок хранения досье клиента не может быть менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.)
Информацию необходимо обновлять не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
При обновлении информации формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.
При проведении идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев необходимо руководствоваться Требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366.
2.2. ИЗУЧЕНИЕ КЛИЕНТОВ
При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов необходимо получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с организацией (ИП), на регулярной основе (каждый раз при обновлении сведений о клиенте) принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.
2.3. ОЦЕНКА РИСКА СОВЕРШЕНИЯ КЛИЕНТАМИ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОД/ФТ
Оценивать и присваивать клиенту степень (уровень) риска совершения клиентом операций, связанных с ОД/ФТ, а также пересматривать присвоенный уровень риска ОД/ФТ (при необходимости) и применять меры по его снижению.
Рекомендуем изучить Методические рекомендации по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, приведенные в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59.
2.4. ВЫЯВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ КОНТРОЛЮ, И ИНФОРМИРОВАНИЕ О НИХ РОСФИНМОНИТОРИНГА
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны выявлять следующие операции:
- операции (сделки), подлежащие обязательному контролю в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ;
- необычные операции (сделки), в отношении которых возникают подозрения, что они совершаются в целях ОД/ФТ.
В целях выявления подозрительных операций необходимо руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103. (Информационные письма Росфинмониторинга от 02.08.2011 N 17 и от 01.03.2019 N 59 используются организациями и индивидуальными предпринимателями в том числе для оценки риска совершения операции в целях ОД/ФТ).
Выявленная операция должна быть документально зафиксирована внутренним сообщением (содержание внутреннего сообщения приведено в пункте 27 Требований к ПВК.
Руководитель организации, индивидуальный предприниматель либо уполномоченное ими лицо принимают решение:
- о признании операции (сделки) подлежащей обязательному контролю или подозрительной операцией (сделкой);
- о дополнительном изучении необычной операции (сделки) клиента;
- о представлении информации о вышеуказанных операциях в Росфинмониторинг.
Порядок представления информации закреплен в Инструкции.
2.5. ЗАМОРАЖИВАНИЕ (БЛОКИРОВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА И ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ ЭТОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны:
- замораживать (блокировать) денежные средства или иное имущество, то есть организациям и индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, принадлежащих лицу:
— включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
— включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
— в отношении которого межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
- выплачивать гуманитарное пособие за счет замороженных (заблокированных) денежных средств или иного имущества (при его назначении МВК по ПФТ);
- формировать ФЭС о принятых мерах по замораживанию (блокированию) и направлять в Росфинмониторинг согласно Инструкции.
Организации и индивидуальные предприниматели осуществляют операции с лицами, в отношении которых применяются меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в случае, если такие операции перечислены в пунктах 2.4, 2.5 статьи 6 и пункте 7 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Рекомендуем ознакомиться с Информационным письмом Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 60.
2.6. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ ЭТОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом:
- юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем лица, денежные средства или иное имущество которого подлежит замораживанию (блокированию);
- физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию вышеуказанного лица;
- физических или юридических лиц, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда;
- формировать ФЭС о приостановлении операции и направлять в Росфинмониторинг согласно Инструкции.
2.7. ОТКАЗ В СОВЕРШЕНИИ ОПЕРАЦИИ И ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБ ЭТОМ РОСФИНМОНИТОРИНГА
Организации и индивидуальные предприниматели вправе отказать в совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ) в случае, если у работников организации/индивидуального предпринимателя возникают подозрения, что операция совершается в целях ОД/ФТ.
В случае принятия решения об отказе в совершении операции информация об этом направляется в Росфинмониторинг (пункт 13 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209).
Клиента необходимо проинформировать о причинах отказа в совершении операции.
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции (пункт 13.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.07.2018 N 55.
В случае принятия организацией или индивидуальным предпринимателем решения об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, информация о таком решении направляется в Росфинмониторинг (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209.
2.8. ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом документов и информации, перечисленных в пункте 33 Требований к ПВК.
При этом хранение информации и документов должно обеспечиваться таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Росфинмониторингу, а также иным органам государственной власти в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и с учетом обеспечения возможности их использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.
Способ хранения документов и сведений определяется организацией или индивидуальным предпринимателем самостоятельно (в электронном виде или на бумажных носителях).
2.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ
Организациям и индивидуальным предпринимателям запрещено информировать клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о:
- принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества,
- приостановлении операции,
- отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций и его причинах,
- необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 115-ФЗ.
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны сохранять конфиденциальный характер информации, полученной в результате реализации ПВК (пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
Организациям, их руководителя и работникам, индивидуальным предпринимателям и их работникам запрещено информировать третьих лиц о предоставлении информации в Росфинмониторинг (пункт 6 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
2.10. ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ
Порядок прохождения обучения, а также перечень лиц, которые обязаны пройти обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлены Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (далее — Положение).
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны утвердить перечень лиц, проходящих обучение (пункт 3 Положения).
Обучение проводится в формах вводного инструктажа, дополнительного инструктажа, целевого инструктажа, повышения уровня знаний.
Вводный и дополнительные инструктажи проводятся специальным должностным лицом для работников, включенных в утвержденный перечень, в случаях и сроки, установленные Положением.
Целевой инструктаж и повышение уровня знаний проводятся организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Работники организаций и индивидуальных предпринимателей, включенные в утвержденный перечень, проходят обучение в сроки, установленные Положением.
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет прохождения сотрудниками обучения. Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.
2.11.ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Организации и индивидуальные предприниматели на регулярной основе, но не реже чем 1 раз в 6 месяцев, самостоятельно проводят внутренние проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, ПВК и иных организационно-распорядительных документов, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля путем.
По результатам внутренних проверок руководителю организации, индивидуальному предпринимателю предоставляется письменный отчет обо всех выявленных нарушениях.
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны принять меры по устранению нарушений, выявленных в ходе внутренних проверок.
2.12. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ КЛИЕНТОВ ПО ПЕРЕЧНЯМ И ИНФОРМИРОВАНИЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ РОСФИНМОНИТОРИНГА
Организации и индивидуальные предприниматели должны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (осуществлять проверку по Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг согласно Инструкции (подпункт 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ), Информационное письмо Росфинмониторинга от 13.05.2016 N 52.