БП Румянцево, Блок Г, этаж 2, офис 375Г

Отказ клиенту по новым правилам

AMLclub логотип

Отказ по 115-ФЗ

Вправе ли организация отказать клиенту, если он не предоставил документы по запросу или в рамках идентификации предоставил недостоверные сведения/документы

В связи с вступлением с 30.01.2021 в законную силу изменений, внесенных Федеральным законом № 536-ФЗ в пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, устанавливающих право организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, отказать клиенту в выполнении операции при наличии подозрений, что она совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, у наших подписчиков возникает вопрос:

Вправе ли организация отказать в выполнении операции, если клиент предоставил недостоверные сведения или документы, или не предоставил документы по запросу организации?

Клиента необходимо проинформировать о дате и причинах принятого решения об отказе в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, в порядке, установленном договором с клиентом или действующими публичными правилами.

Отвечаем на этот вопрос, ориентируясь на то, что указано в нормативных актах Банка России.

  1. В соответствии с приложением № 2 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля…» одним из факторов, влияющих на степень риска является наличие оснований полагать, что представленные клиентом документы и информация, в том числе в целях идентификации, являются недостоверными.
  2. Кроме того, признаками, указывающими на необычный характер сделки являются:
  • 1116 Сложности, возникающие у некредитной финансовой организации при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить
  • 1106 Отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных некредитной финансовой организацией документов и информации, которые необходимы организации для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

3. В случае с кредитными организациями:
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона
№ 115-ФЗ (в редакции Федерального закона № 536-ФЗ) у кредитных организаций сохраняется право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Основания для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операций разрабатываются кредитными организациями самостоятельно и являются составной частью соответствующей программы в составе правил внутреннего контроля (абзац второй пункта 6.1 Положения № 375-П ).

Делаем выводы:
Если у организации при непредставлении клиентом документов (предоставлении клиентом недостоверных сведений/документов), необходимых для соблюдения организацией требований Федерального закона № 115-ФЗ, возникают подозрения, что указанные действия могут являться признаком ОД/ФТ, то при реализации соответствующих положений собственных правил внутреннего контроля организация вправе отказать в проведении операции.

Мы попытались сформировать сообщение об отказе в выполнении операции через Личный кабинет организации.

Коды причин для отказа содержат в том числе:

  • 3001, Представлен неполный комплект документов,
  • 3002, Представлены недостоверные документы,
  • 3003, Представлены документы с признаками фиктивности и (или) подделки.
    Напоминаем, что отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции принимает Руководитель организации или специально уполномоченное им на это лицо.
    Клиента необходимо проинформировать о дате и причинах принятого решения об отказе в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими публичными правилами.

Мы рекомендуем информировать клиентов письменно, в уведомлении указывать те документы, которые смогут снять основания для отказа.


Образец уведомления об отказе здесь.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×