Консалтинговый центр по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Отчет о взаимной оценке Российской Федерации 2019 год

Росфинмониторинг опубликовал отчет о взаимной оценке Российской Федерации 2019 год. Ознакомиться с ним можно на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе Информационные сообщения или на сайте amlclub.ru (Отчет в приложении).

Напомню, что это за отчет и почему он так важен. Коротко и «своими словами».

В 2019 году российская система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — ПОД/ФТ/ФРОМУ)  проходила своеобразную «проверку» (4-й раунд взаимных оценок ФАТФ) на соответствие стандартам международного уровня.

Российская Федерация является членом ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег). Изначально ФАТФ создавалась с целью разработки единых стандартов борьбы только с легализацией, после известных террористических актов, на ФАТФ возложили также разработку стандартов по противодействию финансированию терроризма, и совсем недавно разработку стандартов по противодействие финансированию распространения оружия массового уничтожения. Все страны участницы ФАТФ обязаны имплементировать стандарты ФАТФ в национальное законодательство.

Вернемся к «проверке».

В марте 2019 года в Российскую Федерацию приезжала международная миссия оценщиков ФАТФ. Каждая страна участница ФАТФ делегировала людей (по крайней мере так указано в Методологии взаимных оценок) для оценки соответствия российского законодательства стандартам ФАТФ (не стандарты, а рекомендации, тем не менее, у стран участниц нет выбора применять такие рекомендации или нет, а потому я употребляю слово «стандарты»). На повестке дня было два пункта: техническое соответствие – непосредственное исполнение Российской Федерацией 40 рекомендаций ФАТФ, и эффективность –  способность участников всей российской системы ПОД/ФТ/ФРОМУ функционировать и достигать поставленных результатов, минимизировать/ликвидировать риски ОД/ФТ/ФРОМУ.

Оценщики ФАТФ были вправе приехать в любую организацию, являющуюся субъектом Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и посмотреть как на месте справляется организация со своими обязанностями по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Я ждала. 🙂 Не приехали. Мне неизвестно доехали ли они до кого-либо из частного сектора.

Почему важно было «хорошо» пройти 4-й раунд взаимных оценок? Из возможных негативных сценариев: вмешательство международного сообщества во внутренние дела Российской Федерации, включение в серый или черный списки ФАТФ, санкции и прочее.

В результате национальное законодательство было достаточно хорошо оценено международными оценщиками, но были выявлены некоторые недостатки, которые прописаны в отчете о результатах взаимных оценок. К таким недостаткам в том числе относятся: отсутствие списка «политически значимых лиц» для проверки в рамках идентификации и оценки риска клиента, слабые меры по контролю за «выводом» денежных средств за рубеж (это одна из целей легализации), отсутствие четкой системы возврата отмытого капитала, слабый надзор со стороны Банка России.

Что за этим последует? Изменение законодательства, контроль за движением денежных средств, усиленный надзор и прочее.

Отчет о взаимной оценке ФАТФ

С уважением, Елена Таран

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Карта сайта
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности