Сегодня для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальных предпринимателей на повестке дня стоит вопрос о представлении ежегодного отчета о рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — ОД/ФТ) в Росфинмониторинг. Об организации системы управления рисками, порядке их присвоения и о представлении отчета указано в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями» (далее — Методические рекомендации).
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляющие указанный отчет о рисках ОД/ФТ в Росфинмониторинг, указаны в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ), за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, поднадзорных Банку России, представление отчета о рисках ОД/ФТ также распространяется на индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Росфинмониторинге (организации и индивидуальные предприниматели при совместном упоминании — субъекты первичного финансового мониторинга). В организациях, поднадзорных Банку России такой отчет составляется в рамках программы управления рисками, и не подлежит представлению надзорному органу.
В связи с этим, я решила сделать небольшую рекомендательную справку: что должен содержать отчет о рисках ОД/ФТ, как его сдавать и на что обратить внимание при самостоятельном составлении такого отчета.
Первое, и самое важное, что нужно сказать — ежегодный отчет о рисках ОД/ФТ не является обязательным для представления в Росфинмониторинг. Субъектам первичного финансового мониторинга лишь рекомендуется информировать Росфинмониторинг об актуальных рисках ОД/ФТ, имеющихся в их деятельности не реже одного раза в год или по мере выявления новых рисков ОД/ФТ. На основании полученной информации Росфинмониторинг планирует составлять отчеты о национальной и секторальной оценке рисков ОД/ФТ. При этом я рекомендую не игнорировать эту рекомендацию Росфинмониторинга, составить и представить отчет.
Второе, на что я хотела обратить внимание — это сроки представления. Законодательными, нормативными актами сроки сдачи отчета не ограничиваются, но отчет ежегодный. Общепринято, что каждый следующий отчет следует сдавать не позднее года с даты представления предыдущего отчета. Т.е. если вы сдали отчет о рисках ОД/ФТ за 2018 год 01.04.2019, то сдавать отчет за 2019 следует также 01.04.2020 или ранее. Хотя, повторюсь, сроки не указаны.
Третье, на что я хотела обратить внимание, что значительно упрощает составление такого отчета — это полное отсутствие каких-либо форм и стандартов. Росфинмониторинг представляет нам полную свободу для творчества.
Итак. К самому важному. Что должен содержать отчет?
В методических рекомендациях Росфинмониторинг рекомендует в ежегодный отчет о рисках ОД/ФТ включать следующую информацию:
- перечень выявляемых рисков, с присвоенной им степенью (уровнем);
- обоснование присвоения выявляемым рискам соответствующих уровней риска;
- описание применяемых мер по управлению рисками;
- описание проблем, возникающих при выявлении соответствующих рисков,
- иная значимая по мнению субъекта первичного финансового мониторинга информация.
Остановимся на каждом информационном блоке отчета по рискам ОД/ФТ подробнее.
- Перечень выявляемых рисков, с присвоенной им степенью (уровнем).
Здесь сотрудник, составляющий отчет должен обратиться к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения организации (далее — ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ). В ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ найти раздел описывающий систему управления рисками ОД/ФТ в Организации.
Например, в моих ПВК по ПОД/ФТ указано следующее:
Структура системы оценки деятельности Организации по уровням риска ОД/ФТ включает следующие виды рисков:
- риск совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — риск клиента);
- риск вовлеченности Организации и ее работников в использование услуг Организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — вовлеченность Организации).
Все виды рисков ОД/ФТ, рассматриваемые в Программе управления риском, оцениваются по единой двухуровневой шкале риска, включающей в себя «низкий» и «высокий».
Для некоторых организация, я отдельно выделяла и просчитывала риск ОД/ФТ, находящийся в зависимости от риска клиента и риска вовлеченности Организации. Все зависит от того, что указано в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ Организации.
Пример, который я привела является лишь выдержкой из ПВК по ПОД/ФТ.
В отчете, который планирует сдавать Ответственный сотрудник в Росфинмониторинг следует указать те риски, которые Организация выявляет в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и другими внутренними документами, если такие имеются, их описание.
На мой взгляд в этом информационном блоке, сотруднику составляющему отчет далее следует указать статистическую информацию о рисках клиентов и количество раз, когда организация была вовлечена в легализацию, уровень риска ОД/ФТ, если такой просчитывается и фиксируется документально.
От чего зависит уровень вовлеченности в легализацию? Например, количество сообщений, направленных в Росфинмониторинг о подозрительных операциях.
Оценю для примера, степень (уровень) риска клиента — низкий, степень уровень риска вовлеченности — низкий, степень (уровень) риска легализации — низкий.
- Обоснование присвоения выявляемым рискам соответствующих уровней риска.
Этот блок самый трудозатратный.
Сотруднику подразделения по ПОД/ФТ/ФРОМУ или комплаенс службы следует обосновать присвоенные уровни всем выявленным рискам.
Самый сложный это риск клиента, придется описать почему вы относите клиентов к тем или иным рискам, не забыть учесть категории риска клиента:
- Страновые риски;
- Клиентские риски;
- Операционные риски;
- Иные.
Возвращаюсь к своему примеру.
Риск клиента — низкий. Обоснование: в деятельности Организации отсутствуют клиенты, подпадающие под критерии высокорискованных в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Примечание. Если вы не можете в силу специфики деятельности отнести всех клиентов к низкому уровню риску, то придется и это отдельно отметить. Не забудьте обосновать и низкий и высокий риск.
Риск вовлеченности — низкий. Обоснование: за 2019 год организация не направила ни одного сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю или подозрительным операциям в Росфинмониторинг. Сотрудники проинформированы и обучены. Потенциальные риски вовлечения исключены.
Примечание. Не забудьте сослаться на отчеты о национальной оценке рисков ОД/ФТ и секторальной, типологии и схемы, сообщения Росфинмониторинга и прочее. Порядок оказания услуг, порядок оплаты услуг и прочую финансовую информацию.
Риск легализации — низкий. Риск легализации находится в зависимости от риска клиента и риска вовлеченности. Т.о. присваиваю риску легализации степень (уровень) риска — низкий.
- Описание применяемых мер по управлению рисками.
Перенесите информацию из программы по управлению рисками ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Например, сюда могут быть включена следующая информация:
- обновление сведений о клиенте осуществляется по мере представления сведений клиентом, его представителем;
- принятие решения о необходимости проведения повторной идентификации клиента. В этом случае клиенту направляется письменный запрос с просьбой предоставить документы для повторной идентификации;
- проведение углубленной проверки деятельности клиента в соответствии с Программой идентификации;
- направление, в случае необходимости, сведений в уполномоченный орган в соответствии с Программой выявления операций;
- реализация права, предусмотренного пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- иное, предусмотренное ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и осуществляемое вами на ежедневной основе с Целью ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Обращаю внимание, что этот информационный блок называется «описание» применяемых мер по управлению рисками. Т.о., не забудьте включить в ваш отчет о рисках ОД/ФТ порядок применения мер, кто когда и почему их применяет. И, обязательно, на мой взгляд следует добавить фразу о том, что Организация стремится к минимизации рисков ОД/ФТ.
- Описание проблем, возникающих при выявлении соответствующих рисков.
Укажите, что было сложно и непонятно как считать, писать. Например, про оценку степени риска клиента. Или про отсутствие формулы расчета риска легализации. Все то, что вы хотели бы знать, видеть, исправить.
- Иная значимая по мнению субъекта первичного финансового мониторинга информация.
Все, что, по вашему мнению следует донести до сотрудников Росфинмониторинга.