fbpx
Москва
admin@amlclub.ru

Отчет о рисках ОД/ФТ/ФРОМУ

Сегодня для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальных предпринимателей на повестке дня стоит вопрос о представлении ежегодного отчета о рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — ОД/ФТ) в Росфинмониторинг. Об организации системы управления рисками, порядке их присвоения и о представлении отчета указано в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями» (далее — Методические рекомендации).

 

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляющие указанный отчет о рисках ОД/ФТ в Росфинмониторинг, указаны в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ), за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, поднадзорных Банку России, представление отчета о рисках ОД/ФТ также распространяется на индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Росфинмониторинге (организации и индивидуальные предприниматели при совместном упоминании — субъекты первичного финансового мониторинга). В организациях, поднадзорных Банку России такой отчет составляется в рамках программы управления рисками, и не подлежит представлению надзорному органу.

 

В связи с этим, я решила сделать небольшую рекомендательную справку: что должен содержать отчет о рисках ОД/ФТ, как его сдавать и на что обратить внимание при самостоятельном составлении такого отчета.

 

Первое, и самое важное, что нужно сказать — ежегодный отчет о рисках ОД/ФТ не является обязательным для представления в Росфинмониторинг. Субъектам первичного финансового мониторинга лишь рекомендуется информировать Росфинмониторинг об актуальных рисках ОД/ФТ, имеющихся в их деятельности не реже одного раза в год или по мере выявления новых рисков ОД/ФТ. На основании полученной информации Росфинмониторинг планирует составлять отчеты о национальной и секторальной оценке рисков ОД/ФТ. При этом я рекомендую не игнорировать эту рекомендацию Росфинмониторинга, составить и представить отчет.

 

Второе, на что я хотела обратить внимание — это сроки представления. Законодательными, нормативными актами сроки сдачи отчета не ограничиваются, но отчет ежегодный. Общепринято, что каждый следующий отчет следует сдавать не позднее года с даты представления предыдущего отчета. Т.е. если вы сдали отчет о рисках ОД/ФТ за 2018 год 01.04.2019, то сдавать отчет за 2019 следует также 01.04.2020 или ранее. Хотя, повторюсь, сроки не указаны.

 

Третье, на что я хотела обратить внимание, что значительно упрощает составление такого отчета — это полное отсутствие каких-либо форм и стандартов. Росфинмониторинг представляет нам полную свободу для творчества.

 

Итак. К самому важному. Что должен содержать отчет?

 

В методических рекомендациях Росфинмониторинг рекомендует в ежегодный отчет о рисках ОД/ФТ включать следующую информацию:

 

  1. перечень выявляемых рисков, с присвоенной им степенью (уровнем);
  2. обоснование присвоения выявляемым рискам соответствующих уровней риска;
  3. описание применяемых мер по управлению рисками;
  4. описание проблем, возникающих при выявлении соответствующих рисков,
  5. иная значимая по мнению субъекта первичного финансового мониторинга информация.

 

Остановимся на каждом информационном блоке отчета по рискам ОД/ФТ подробнее.

 

  1. Перечень выявляемых рисков, с присвоенной им степенью (уровнем).

 

Здесь сотрудник, составляющий отчет должен обратиться к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения организации (далее — ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ). В ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ найти раздел описывающий систему управления рисками ОД/ФТ в Организации.

 

Например, в моих ПВК по ПОД/ФТ указано следующее:

 

Структура системы оценки деятельности Организации по уровням риска ОД/ФТ включает следующие виды рисков:

 

  • риск совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — риск клиента);
  • риск вовлеченности Организации и ее работников в использование услуг Организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — вовлеченность Организации).

 

Все виды рисков ОД/ФТ, рассматриваемые в Программе управления риском, оцениваются по единой двухуровневой шкале риска, включающей в себя «низкий» и «высокий».

 

Для некоторых организация, я отдельно выделяла и просчитывала риск ОД/ФТ, находящийся в зависимости от риска клиента и риска вовлеченности Организации. Все зависит от того, что указано в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ Организации.

 

Пример, который я привела является лишь выдержкой из ПВК по ПОД/ФТ.

 

В отчете, который планирует сдавать Ответственный сотрудник в Росфинмониторинг следует указать те риски, которые Организация выявляет в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и другими внутренними документами, если такие имеются, их описание.

 

На мой взгляд в этом информационном блоке, сотруднику составляющему отчет далее следует указать статистическую информацию о рисках клиентов и количество раз, когда организация была вовлечена в легализацию, уровень риска ОД/ФТ, если такой просчитывается и фиксируется документально.

 

От чего зависит уровень вовлеченности в легализацию? Например, количество сообщений, направленных в Росфинмониторинг о подозрительных операциях.

 

Оценю для примера, степень (уровень) риска клиента — низкий, степень уровень риска вовлеченности — низкий, степень (уровень) риска легализации — низкий.

 

  1. Обоснование присвоения выявляемым рискам соответствующих уровней риска.

 

Этот блок самый трудозатратный.

 

Сотруднику подразделения по ПОД/ФТ/ФРОМУ или комплаенс службы следует обосновать присвоенные уровни всем выявленным рискам.

 

Самый сложный это риск клиента, придется описать почему вы относите клиентов к тем или иным рискам, не забыть учесть категории риска клиента:

 

  • Страновые риски;
  • Клиентские риски;
  • Операционные риски;
  • Иные.

 

Возвращаюсь к своему примеру.

 

Риск клиента — низкий. Обоснование: в деятельности Организации отсутствуют клиенты, подпадающие под критерии высокорискованных в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

 

Примечание. Если вы не можете в силу специфики деятельности отнести всех клиентов к низкому уровню риску, то придется и это отдельно отметить. Не забудьте обосновать и низкий и высокий риск.

 

Риск вовлеченности — низкий. Обоснование: за 2019 год организация не направила ни одного сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю или подозрительным операциям в Росфинмониторинг. Сотрудники проинформированы и обучены. Потенциальные риски вовлечения исключены.

 

Примечание. Не забудьте сослаться на отчеты о национальной оценке рисков ОД/ФТ и секторальной, типологии и схемы, сообщения Росфинмониторинга и прочее. Порядок оказания услуг, порядок оплаты услуг и прочую финансовую информацию.

 

Риск легализации — низкий. Риск легализации находится в зависимости от риска клиента и риска вовлеченности. Т.о. присваиваю риску легализации степень (уровень) риска — низкий.

 

  1. Описание применяемых мер по управлению рисками.

 

Перенесите информацию из программы по управлению рисками ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

 

Например, сюда могут быть включена следующая информация:

 

  • обновление сведений о клиенте осуществляется по мере представления сведений клиентом, его представителем;
  • принятие решения о необходимости проведения повторной идентификации клиента. В этом случае клиенту направляется письменный запрос с просьбой предоставить документы для повторной идентификации;
  • проведение углубленной проверки деятельности клиента в соответствии с Программой идентификации;
  • направление, в случае необходимости, сведений в уполномоченный орган в соответствии с Программой выявления операций;
  • реализация права, предусмотренного пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • иное, предусмотренное ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и осуществляемое вами на ежедневной основе с Целью ПОД/ФТ/ФРОМУ.

 

Обращаю внимание, что этот информационный блок называется «описание» применяемых мер по управлению рисками. Т.о., не забудьте включить в ваш отчет о рисках ОД/ФТ порядок применения мер, кто когда и почему их применяет. И, обязательно, на мой взгляд следует добавить фразу о том, что Организация стремится к минимизации рисков ОД/ФТ.

 

  • Описание проблем, возникающих при выявлении соответствующих рисков.

 

Укажите, что было сложно и непонятно как считать, писать. Например, про оценку степени риска клиента. Или про отсутствие формулы расчета риска легализации. Все то, что вы хотели бы знать, видеть, исправить.

 

  1. Иная значимая по мнению субъекта первичного финансового мониторинга информация.

 

Все, что, по вашему мнению следует донести до сотрудников Росфинмониторинга.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *