БП Румянцево, Блок Г, этаж 2, офис 375Г

Обязательный контроль по снятию/зачислению денежных средств

Операции подлежащие обязательному контролю для КО

Об операциях по снятию или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме.

Запрос от 04.08.2020 № 02-05/558
Банковская ассоциация просит дать разъяснение по следующему вопросу.
В настоящее время одной из услуг, предлагаемой кредитными организациями клиентам — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, является услуга пополнения их расчетных счетов наличными денежными средствами с использованием эмитированных данной кредитной организацией корпоративных карт в банкоматах сторонних кредитных организаций.
Являются ли операции в рамках данной услуги операциями, подлежащими обязательному контролю по основанию, предусмотренному абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ* (как зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме), принимая во внимание, что для внесения наличных денег используются банкоматы сторонних кредитных организаций, а деньги поступают на расчетные счета клиента, открытые в кредитной организации — эмитенте корпоративной карты в безналичной форме посредством перевода с применением банковского ордера?

Обязательному контролю подлежат операции по снятию или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме на сумму равную или превышающую 600 000 рублей.

Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 25.12.2020 № 12-4-4/5644

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России в связи с письмом Банковской ассоциации от 04.08.2020 № 02-05/558 с учетом информации, полученной от Федеральной службы по финансовому мониторингу, которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 808* является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ* (здесь и далее по тексту — в редакции Федерального закона № 208-ФЗ*) обязательному контролю подлежит операция по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.

В случае, когда операция по снятию со счета / зачислению на счет юридического лица наличных денежных средств осуществляется в сторонней кредитной организации (через кассу посредством объявления на взнос наличными либо с использованием банкоматов/терминалов), при рассмотрении вопроса об отнесении / не отнесении операции к подлежащей обязательному контролю по вышеприведенному основанию, необходимо исходить из конечной цели и назначения совершаемой операции со стороны юридического лица – а именно, зачисление на свой счет (или снятие с этого счета) наличных денежных средств.

Соответственно, любое зачисление наличных денежных средств на банковский счет юридического лица или их снятие с данного счета в сумме, равной или превышающей 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте, вне зависимости от способа совершения такой операции, необходимо квалифицировать в качестве операции, подлежащей обязательному контролю.

При этом представляется, что формулировка «непосредственно в указанных организациях», используемая в пункте 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, относится к конечной кредитной организации, в которой открыт счет юридического лица. Учитывая изложенное, обязанность по контролю операции клиента в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ возникает только у кредитной организации, в которой открыт банковский счет клиента – юридического лица.

Дополнительно сообщаем, что при определении даты совершения рассматриваемой подлежащей обязательному контролю операции, совершенной через стороннюю кредитную организацию, необходимо исходить из способа их совершения – с использованием либо без использования электронного средства платежа (далее — ЭСП). В случае, если операция совершена с использованием ЭСП, в показателе 8 «Дата совершения (приостановления) операции» таблицы 3.2 Правил* фиксируется дата совершения клиентом указанной операции; если операция совершена без использования ЭСП — дата отражения денежных средств по счету клиента.

Повышение квалификации

Практические аспекты реализации кредитными организациями требований 115-ФЗ, нормативных актов в сфере ПОД/ФТ, методические рекомендации о подходах к управлению риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

*Указ Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу»).

*Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

*Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».

*Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», установленные Указанием Банка России от 17.10.2018 № 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×