Обновление сведений о «спящих клиентах»
Обновление сведений о «спящих клиентах»
О способах обновления сведений о клиентах
Вопрос от подписчика:
Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), анкета клиента, бенефициарного владельца и выгодоприобретателя подлежит обновлению не реже 1 раза в год, если не было изменений у клиента.
Получается, что ежегодно организация в дату договора (чуть раньше) направляет клиенту запрос о предоставлении информации и по итогу полученных сведений формирует новую анкету.
А что делать, если клиент не ответил на запрос о предоставлении информации? Направлять повторно запросы и до какого момента? Или можно воспользоваться информационными системами: СПАРК и т.д., и на основании информации из СПАРКа обновить? А если клиент не предоставил эту информацию и не ответил ни на один запрос — отказывать?
Ответ ООО «СКЦ по 115-ФЗ»:
В соответствии с Законом № 115-ФЗ обновлению подлежат сведения (не анкета), полученные о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, полученные в рамках идентификации. Сведения подлежат обновлению не реже 1 раза в год.
Анкета – это форма сбора сведений о клиентах и их фиксирования.
Анкета является неотъемлемой частью Досье клиента.
Способы обновления сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах должны быть закреплены в ваших правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, и к ним могут относиться в том числе следующие:
- Включение в договор/в анкету обязанности обновлять сведения не реже 1 раза в год
- Направление анкеты с просьбой подписать
- Направление запроса подтвердить представленные сведения
- Подтвердить представленные сведения самостоятельно, сформировать новую анкету
- Иное
Что делать, если клиент не отвечает на запросы/звонки/не подписывает анкету и пр., и сведения не изменились (Вы провели проверку по всем базам данных, и точно знаете, что сведения не менялись)? Тогда Вы вправе сформировать самостоятельно новую анкету клиента, включить ее в досье клиента с документами, подтверждающими ваши выводы, что сведения не изменились (проверки по базам данных, в том числе используя информацию из СПАРКа).
Что делать, если клиент не отвечает на запросы/звонки/не подписывает анкету и пр., и сведения изменились (Например, паспорт не проходит проверку на сайте МВД и числится среди недействительных)? В таком случае обновление сведений может не проводиться при одновременном наличии следующих условий:
а) Вы предприняли все обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений, в результате которых обновление сведений не было завершено (Проверки по базам данных, направление клиенту запроса, направление клиенту анкеты с просьбой подписать и пр., но клиент не отвечает («спящий» клиент);
б) И клиент не проводит операции.
Как только клиент вновь обращается в организацию для проведения какой-либо операции, обновление сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце должно быть завершено до ее проведения.