Консалтинговый центр по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Об отчетности ломбардов

Отчетность ломбардов в Росфинмониторинг

О перерасчете стоимости имущества по операции и предоставлении соответствующей отчетности в Росфинмониторинг.

Запрос от 14.04.2021 № 35

Ломбард просит дать разъяснения по следующим вопросам, возникшим в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 5 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае невозвращения в предусмотренный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард по истечении льготного месячного срока вправе продать это имущество.

Аналогичное указание содержится в пунктах 1 — 3 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ*, где уточнено, что по истечении льготного месячного срока вещь заемщика переходит в разряд невостребованных.

Ломбард в рамках договоров купли-продажи невостребованного имущества передает покупателю по акту приема-передачи вещи после предварительной оплаты. Окончательные расчеты по договору будут произведены после того, как покупатель предоставит ломбарду паспорт-расчет за драгоценные металлы после переработки на заводе, производившем аффинаж. При этом возможны следующие ситуации.

1. Ломбард заключил договор купли-продажи невостребованного имущества с контрагентом. В рамках данного договора по акту приема- передачи ломбард передает контрагенту лом ювелирных изделий на сумму более 600 000 рублей. Далее после аффинажа производятся уточнения в расчетах, по итогам которых контрагент производит доплату.

Правильно ли поступит ломбард в данном случае, направив только одно ФЭС по операции — передача по акту приема-передачи лома ювелирных изделий на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте? Или после получения уточняющих расчетов необходимо направить корректирующее ФЭС с заполнением показателя «Тип записи в ФЭС» значением «3»**? Нужно ли направить новое отдельное сообщение в Росфинмониторинг только на сумму доплаты в случае, если доплата по окончательному расчету за ранее переданное имущество составит 600 000 рублей и более?

2. Ломбард заключил договор купли-продажи невостребованного имущества с контрагентом. В рамках данного договора по акту приема- передачи ломбард передает контрагенту лом ювелирных изделий на сумму более 600 000 рублей. Далее после аффинажа производятся уточнения в расчетах, по итогам которых возможна ситуация, когда ломбард должен вернуть контрагенту в рамках окончательных расчетов часть ранее перечисленных ему денежных средств.

Правильно ли поступит ломбард в данном случае, направив только одно ФЭС по операции — передача по акту приема-передачи лома ювелирных изделий на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте? Или после получения уточняющих расчетов необходимо направить корректирующее ФЭС с заполнением показателя «Тип записи в ФЭС» значением «3»? Нужно ли направить новое сообщение в Росфинмониторинг на сумму возврата денежных средств, если возврат по окончательному расчету за ранее переданное имущество составит 600 000 рублей и более?

3. Ломбард заключил договор купли-продажи невостребованного имущества с контрагентом. В рамках данного договора по акту приема- передачи ломбард передает контрагенту лом ювелирных изделий на сумму менее 600 000 рублей. Далее после аффинажа производятся уточнения в расчетах, по итогам которых возможна ситуация, когда после доплаты за ранее переданное имущество общая сумма с учетом окончательного расчета составит более 600 000 рублей.

Нужно ли направить сообщение по операции в Росфинмониторинг в случае, когда после аффинажа проведены уточняющие расчеты и общая сумма расчетов стала равна или превысила 600 000 рублей, при этом дата направления ФЭС будет всегда позднее трех рабочих дней с даты совершения операции?

4. Ломбард заключил договор купли-продажи невостребованного имущества с контрагентом. В рамках данного договора по акту приема- передачи ломбард передает контрагенту лом ювелирных изделий на сумму более 600 000 рублей. Далее после аффинажа производятся уточнения в расчетах, по итогам которых возможна ситуация, когда ломбард должен вернуть контрагенту часть денежных средств, так как цена ранее переданного имущества составит менее 600 000 рублей.

Правильно ли поступит ломбард в данном случае, направив только одно ФЭС по операции — передача по акту приема-передачи лома ювелирных изделий на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте? Или после получения уточняющих расчетов необходимо направить корректирующее ФЭС с заполнением показателя «Тип записи в ФЭС» значением «4»***?

*Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах».

**Показатель принимает указанное значение при направлении скорректированной информации, на которую ранее от уполномоченного органа была получена квитанция о ее принятии.

***Показатель принимает указанное значение при информировании уполномоченного органа об удалении ранее направленной информации, на которую от уполномоченного органа была получена квитанция о ее принятии.

В случае, если в связи с перерасчетом, произведенным по результатам аффинажа, осуществляется возврат или доплата денежных средств, корректировка ФЭС в данной части не требуется.

Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 28.06.2021 № 12-4-2/3165

Банк России не наделен полномочиями давать толкования по вопросам применения федерального законодательства. Вместе с тем считаем возможным сообщить мнение Департамента финансового мониторинга и валютного контроля по поставленным в обращении вопросам, которое не является официальным толкованием указанного законодательства.

Исходя из нормы абзаца шестого подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ*, подлежать обязательному контролю будет каждая операция по передаче движимого имущества, совершаемая в рамках договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.

Таким образом, в описанных в обращении ситуациях**, для принятия решения об отнесении операции к операциям, подлежащим обязательному контролю, сведения о которых подлежат направлению в уполномоченный орган по коду вида операций 5005***, ломбарду следует исходить из стоимости, указанной в акте приема-передачи вещей в рамках договора купли-продажи невостребованного имущества.

В случае, если в связи с перерасчетом, произведенным по результатам аффинажа, осуществляется возврат или доплата денежных средств, корректировка ФЭС в данной части не требуется.

* Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

**Договор купли-продажи невостребованного имущества предусматривает передачу ломбардом покупателю по акту приема-передачи вещей после предварительной оплаты, при этом окончательные расчеты по такому договору производятся после предоставления ломбарду паспорта-расчета за драгоценные металлы после переработки на заводе, производившем аффинаж. По результатам перерасчета осуществляется возврат или доплата денежных средств.

***Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Карта сайта
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности