Новые подходы к выявлению подозрительных операций
Подозрительные операции или действия клиента
Об изменениях в подходах к выявлению операций
Принципиально меняется подход к выявлению подозрительных операций.
С 01.03.2022 года у всех субъектов Федерального закона № 115-ФЗ появилась обязанность информировать Росфинмониторинг не только об операциях, вызывающих подозрение, но и о:
1. Разовых операциях, которые вызывают подозрения либо
2. Совокупности операций и (или) Действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента.
Напоминаю, что подозрительными операции считаются, если они соответствуют хотя бы одному из признаков необычных операций сделок и не имеют экономического смыла или очевидной законной цели.
Все признаки необычных сделок перечислены в ваших правилах, и в Приказе Росфинмониторинга № 103. Коды операций 11-22 носят общий характер, и распространяются на все виды деятельности, также в списке есть коды операций, относящиеся исключительно к вашему виду деятельности.
На практике в своей деятельности вы можете столкнуться в тремя актуальными формами легализации денежных средств:
1. обналичивание денежных средств (в том числе через срочный отказ от товара/услуги, возврат ДС наличкой, невозможность вернуть деньги по безналу и т.п.);
2. легализация черного нала (наличных денежных средств), в том числе полученного в результате особо тяжких преступлений (клиент настаивает на расчетах наличными денежными средствами, клиент готов платить повышенную комиссию, клиент настаивает на изменении стандартных подходов к проведению операций/ оказанию услуг, клиент не хочет предоставлять информацию для идентификации и пр.);
3. вывод денег за рубеж.
При выявлении любого признака отмывания денежных средств или странного/нестандартного поведения клиента, во избежание негативных последствий, настоятельно рекомендуем еще раз ознакомиться со всеми критериями и признаками операций, которые должны вызывать у вас подозрения, и при наличии таких, готовить внутреннее сообщение об операции, проанализировать характер проводимых клиентом операций и при необходимости формировать и направлять сообщение о подозрительной деятельности клиента в Росфинмониторинг.
Первое и самое важное: Провести внутреннее обучение для сотрудников организации с связи с изменениями. Зафиксировать факт проведенного обучения.
Второе: Нужно разработать и утвердить новую редакцию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.