Методические рекомендации по обслуживанию лизинговых и факторинговых компаний
Методические рекомендации по обслуживанию лизинговых и факторинговых компаний
Запрос от 29.09.2020 № 02-05/708
Ассоциация просит разъяснить порядок применения «Методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций при приеме на обслуживание и обслуживании лизинговых компаний и факторинговых компаний», утвержденный Банком России 19.08.2020 № 13-МР (далее – 13-МР).
1. В пунктах 6.2 и 6.3 Положения Банка России № 375-П* определены факторы по отдельности или по совокупности, влияющие на принятие кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) на основании пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115 ФЗ* и в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (далее — Факторы по отказу).
При этом в соответствии с 13-МР выявление факта отсутствия постановки лизинговых компаний и (или) факторинговых компаний (далее — Компании) на учет в территориальных органах Росфинмониторинга (далее — Учет) рекомендуется рассматривать не в качестве Фактора по отказу, а «фактора, влияющего на оценку риска клиента (в частности, в категории «риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца» и (или) «риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций»)». Также, согласно 13-МР, неисполнение Компаниями требования о постановке на Учет может свидетельствовать об их уклонении от необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ), а не об однозначном наличии подозрений в ОД/ФТ* в отношении Компаний.
Вместе с тем, 13-МР обязывает кредитные организации в отношении Компаний при установлении факта отсутствия поставки на Учет реализовывать право на отказ от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ или в выполнении распоряжения о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (далее — Отказ). При этом в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом № 115-ФЗ, кредитные организации обязаны информировать клиентов о причинах Отказов.
В связи с вышеизложенным просим пояснить, правильно ли понимать, что:
1.1. Выявление среди клиентов лизинговых и (или) факторинговых компаний, принимаемых на обслуживание или находящихся в кредитной организации на обслуживании, с целью проверки факта их постановки на Учет должно проводится кредитной организацией на основании кодов ОКВЭД*, отраженных в выписках из ЕГРЮЛ*, в качестве основных видов деятельности организации?
1.2. При отсутствии иных Факторов по отказу, кроме неисполнения обязанности постановки на Учет, у кредитной организации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ отсутствуют основания по применению в отношении Компании Отказа? Если нет, то какие причины должны быть указаны кредитной организацией в уведомлении Компании о применении в отношении неё меры по Отказу?
2. В соответствии с 13-МР при выявлении фактов отсутствия постановки Компаний на Учет кредитным организациям рекомендуется информировать указанных лиц о наличии у них обязанности вставать на Учет. При этом в соответствии с пунктом 3 Положения о постановке на учет* постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг, что также должно учитываться при принятии соответствующих решений кредитными организациями.
2.1. С учетом вышеизложенного правильно ли понимать, что установление кредитной организацией факта отсутствия постановки Компании на Учет не является основанием для установления кредитной организацией соответствующего Фактора по отказу, так как у Компании может не истечь установленный Положением о постановке на учет соответствующий срок?
2.2. Правильно ли понимать, что кредитная организация в таком случае только информирует Компанию о необходимости постановки на Учет?
3. Согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Руководствуясь 13-МР, в случае установления факта отсутствия постановки Компании на Учет кредитные организации реализуют меру по Отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции независимо от вида и характера проводимой Компанией операции (в том числе 4 операции, например, по выплате заработной платы, аренде помещения, коммунальным платежам и др.).
3.1. Правильно ли понимать, что выявление факта отсутствия постановки Компаний на Учет должно рассматриваться кредитной организацией в качестве дополнительного Фактора по отказу при наличии иных факторов, указывающих, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма?
4. В целях построения эффективных процедур по ПОД/ФТ/ФРОМУ*, в том числе для автоматизации проверки факта постановки Компаний на Учет, члены Комитета просят разъяснить, по каким критериям в контексте 13-МР кредитные организации должны определять принадлежность организаций к категориям лизинговых и факторинговых компаний, например:
4.1. Признается ли Компанией организация, в составе видов деятельности которой по ОКВЭД в ЕГРЮЛ зарегистрированы коды, относящиеся к лизинговой и/или факторинговой деятельности, но указанные в качестве не основного, а одного или нескольких дополнительных видов деятельности?
4.2. Каким образом возможно установить принадлежность Компании к категории лизинговой, если в качестве видов ее деятельности согласно ЕГРЮЛ указаны коды, предусматривающие не исключительно лизинговую деятельность, например, группы кодов 77.11, 77.31, 77.33, 77.34, 77.39, включающие не только лизинг транспортных средств, машин и оборудования, но и их аренду? В частности, код ОКВЭД 77.11 «Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств» используется в качестве основного компаниями, предоставляющими услуги краткосрочной аренды автомобилей (каршеринга) и не осуществляющими деятельность в сфере лизинга.
4.3. Должны ли при определении принадлежности организаций к категориям лизинговых и факторинговых компаний использоваться иные источники, кроме видов деятельности по ОКВЭД?
4.4. Является ли заявление клиента о том, что организация не ведет деятельность в сфере лизинга и факторинга, основанием для неприменения кредитной организацией к указанному клиенту рекомендаций, предусмотренных 13-МР?
5. Члены Комитета предлагают организовать передачу в кредитные организации информации о находящихся на Учете Компаниях в виде списков (перечней), содержащих их наименование, ИНН, ОГРН через Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, либо через систему межведомственного взаимодействия, так как предложенный «ручной» функционал по проверке на сайте Росфинмониторинга утяжелит банковские процессы, в том числе потребует привлечения (увеличения) трудовых ресурсов.
6. На законодательном уровне неоднократно поднимался вопрос о необходимости совершенствования механизмов принятия решений об отказе от заключения договоров банковского счета (вклада), о расторжении договоров банковского счета (вклада) и об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом, так 09.07.2020 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I чтении принят законопроект № 948530-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» (в части уточнения порядка применения кредитными организациями права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций)».
Кредитная организация, применяя к потенциальным клиентам рекомендуемые 13-МР меры, обязана проинформировать клиента о причинах применения таких мер, а также проинформировать клиента в случае его обращения в кредитную организацию, межведомственную комиссию при Банке России, занимающуюся вопросами реабилитации клиентов, а также в случае обращения клиента в суд. При этом кредитная организация обязана разъяснить законность применения таких мер. Факт отсутствия постановки Компаний на 6 Учет не является основанием, позволяющим трактовать ситуацию, как непредставление документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ (представление таких документов Федеральным законом № 115-ФЗ не предусмотрено), а также как возникающие подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (уклонение лизинговых компаний и факторинговых компаний от необходимости постановки на учет в территориальных органах Росфинмониторинга не свидетельствует о вовлечении таких компаний в ОД/ФТ).
В связи с тем, что законодательством Российской Федерации установлено право кредитной организации реализовывать право на отказ от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) реализовывать право на отказ в выполнении распоряжения о совершении операции только по основаниям, указанным в Федеральном законе № 115-ФЗ, просим дать разъяснения, предполагает ли Банк России инициировать внесение на законодательном уровне соответствующих требований о контроле фактов отсутствия постановки лизинговых компаний и (или) факторинговых компаний на учет в территориальных органах Росфинмониторинга в процесс принятия на обслуживание и в процесс текущего обслуживания кредитными организациями соответствующих организаций (юридических лиц)?
ДФМ дает открытый ответ на вопросы кредитных организаций.
Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 29.10.2020 № 12-4-4/4651
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее – Департамент) рассмотрел обращение Ассоциации и с учетом мнения Федеральной службы по финансовому мониторингу сообщает следующее.
1.1, 4.1-4.4. При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов кредитные организации обязаны получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной кредитной организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ* (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ*).
Таким образом, объем сведений, получаемых при реализации программы идентификации клиента, позволяет как на этапе приема на обслуживание, так и в процессе обслуживания клиента выявлять юридических лиц, планирующих осуществлять лизинговую или факторинговую деятельность.
Правовое регулирование лизинга помимо параграфа 6 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) осуществляется Федеральным законом № 164-ФЗ*.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 164-ФЗ лизинговые компании (фирмы) — коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
При этом пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 164-ФЗ определено, что лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Представляется целесообразным кредитным организациям проводить анализ относительно фактической деятельности лизинговых компаний на предмет выявления осуществления ими функций лизингодателя, в части получения лизинговых платежей или иных платежей по договорам лизинга, наличие у кредитной организации информации о заключенных договорах лизинга. В качестве дополнительного источника информации может также использоваться информация о наличии договоров лизинга в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности и т.п.
Поскольку правовое регулирование лизинга определено Федеральным законом № 164-ФЗ, регламентирующим именно финансовую аренду (лизинг), то при отнесении организаций к лизинговым компаниям возможно руководствоваться кодами ОКВЭД* группы 64.91 (с соответствующими подкодами 64.91.1. и 64.91.2.) — «Деятельность по финансовой аренде (лизингу/сублизингу)» раздела К «Деятельность финансовая и страховая». Эта группа включает деятельность компаний, оказывающих услуги по предоставлению имущества в лизинг (сублизинг) в качестве лизингодателя (сублизингодателя). При этом группа 77 ОКВЭД не относится к финансовому лизингу.
Деятельность по оказанию услуг по факторингу регулируется нормами главы 43 ГК РФ. При отнесении организации к факторинговой компании следует руководствоваться кодом ОКВЭД 64.99.5 (Предоставление факторинговых услуг).
Исходя из требований пункта 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и пункта 2 Положения о постановке на учет* лизинговые и факторинговые компании подлежат постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга.
В соответствии с пунктом 3 указанного положения постановка на учет в территориальном органе Росфинмониторинга осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ* или ЕГРИП*, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
1.2, 3.1. Решение о реализации права на отказ от заключения договора банковского счета (вклада), выполнения распоряжения клиента о совершении операции кредитная организация принимает самостоятельно в каждом конкретном случае, ориентируясь на внутренние документы, в том числе на собственные правила внутреннего контроля, с учетом всей имеющейся в ее распоряжении информации и документов, специфики деятельности, уровня риска, связанных с клиентами и их операциями.
Принятие кредитной организацией на обслуживание и обслуживание лизинговой и/или факторинговой компании, не состоящей на учете в Росфинмониторинге, несет риск вовлечения кредитной организации в осуществление операций своего клиента в целях ОД/ФТ. В целях минимизации такого риска кредитная организация вправе отказать в обслуживании клиенту по основаниям, предусмотренным пунктами 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
При принятии кредитной организацией решения об отказе лизинговой и/или факторинговой компании от заключения договора банковского счета (вклада), выполнения распоряжения о совершении операции, в отношении которой был установлен факт отсутствия постановки на учет в Росфинмониторинге, обоснованием такого отказа могут служить подозрения на уклонение компанией от выполнения требований законодательства Российской Федерации и, как следствие, возможное использование услуг кредитной организации в целях ОД/ФТ.
2.1, 2.2. Как было отмечено выше постановка на учет в территориальном органе Росфинмониторинга осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Для постановки на учет организация представляет в территориальный орган карту постановки на учет по форме, утвержденной Росфинмониторингом; на копии карты территориальным органом ставится соответствующая отметка о ее принятии с указанием даты принятия (пункты 4 и 5 Положения о постановке на учет).
В целях установления факта исполнения лизинговой и (или) факторинговой компанией требований о постановке на учет в Росфинмонторинге полагаем целесообразным запрашивать у таких компаний копию вышеуказанной карты. При этом кредитной организации следует принимать во внимание срок принятия Росфинмониторингом решения о постановке на учет, а также возможный отказ от такой постановки (пункты 7 и 8 Положения о постановке на учет).
При отсутствии у компании данной карты, либо компания отказывается представлять ее в кредитную организацию, рекомендуем кредитной организации руководствоваться положениями Методических рекомендаций № 13-МР*.
- Получение сведений о состоящих на учете в Росфинмониторинге организациях и индивидуальных предпринимателях возможно черезофициальный сайт Росфинмониторинга посредством указания в строке поиска ИНН субъекта.
Росфинмониторинг готов разместить соответствующую ссылку в Личных кабинетах кредитных организаций, а также проработать вопрос об упрощении доступа кредитных организаций к указанным сведениям.
- Для реализации Методических рекомендаций № 13-МР внесение дополнительных изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ не требуется.
Повышение квалификации
*Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
*Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
*Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.4 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*Единый государственный реестр юридических лиц.
*Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
*Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58).
*Финансирование распространения оружия массового уничтожения.
*Методические рекомендации Банка России от 19.08.2020 № 13-МР «О повышении внимания кредитных организаций при приеме на обслуживание и обслуживании лизинговых компаний и факторинговых компаний».
*Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Свежие записи
- ДРОП — причина блокировки счета.
- Определен перечень сделок, при нотариальном удостоверении которых могут возникнуть риски.
- Актуальные комплаенс-риски: работа с иностранными агентами и новые законодательные требования
- В Санкт-Петербурге выявлена схема хищения денег путем заключения фиктивных контрактов
- Неустранимые нарушения по ПОД/ФТ