Консалтинговый центр по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Краткие итоги конференции от 28.05.2020

Краткие итоги конференции от 28.05.2020

28.05.2020 состоялась конференция по вопросам осуществления надзора, соорганизатором которой являлся портал AMlclub.ru.

 

На конференции выступали представители Банка России (для кредитных и некредитных финансовых организаций), представители Росфинмониторинга (надзор и типологии отмывания доходов), представители Прокуратуры РФ (главный надзорный орган по всем вопросам ПОД/ФТ в РФ), представители AMLclub.ru.

 

AMLclub.ru хочет обратить внимание своих читателей на ответы представителей государственных органов:

  1. Росфинмониторинг проводит проверки глубиной 5 лет, Банк России — 3 года.

  2. Если в организацию пришли представители Прокуратуры с проверкой, то у Организации уже есть выявленные нарушения законодательства РФ о ПОД/ФТ. Скорее всего — это систематическое нарушение законодательства о ПОД/ФТ, и о таком нарушении надзорным органом были направлены сведения в Прокуратуру РФ.

  3. Субъекту первичного финансового мониторинга не рекомендуется «вступать в борьбу» с представителями Прокуратуры РФ (судиться, подавать апелляции и прочее). Во избежание негативных последствий, Организациям рекомендуется принять к сведению мнение Прокуратуры РФ, исправить ошибки, и забыть.

  4. Если кредитной организации стало известно о сделке купли-продажи недвижимости в 23:55, то этот день является днем, когда Организации стало известно об операции, несмотря на то, что время уже нерабочее. И, именно, с этой даты начинается отсчет срока на представление сведений в Росфинмониторинг.

  5. В анкету (досье) клиента следует включать не только информацию о ПРОВЕРКАХ по Перечням, но и информацию о СВЕРКАХ по Перечням.

  6. Булочка и чай в руках Ответственного сотрудника мешают проводить проверку по Перечням. Представители Росфинмониторинга считают, что все субъекты первичного финансового мониторинга должны проводить проверку клиентов на принадлежность к перечням через Личный кабинет. Несмотря на то, что у большинства субъектов первичного финансового мониторинга проверки по Перечням автоматизированы и осуществляются в рамках существующей базы данных о клиентах, представители Росфинмониторинга считают, что скачивать Перечень и использовать word/xls/xml — версию этого Перечня недостаточно. Представитель Росфинмониторинга считает, что даже при идентификации клиентов субъекты первичного финансового мониторинга должны использовать Личный кабинет и пользоваться поиском по Перечням. Непонятно, как в таком случае Ответственный сотрудник должен сохранять конфиденциальность информации, содержащейся в Личном кабинете, ведь ему придется дать логин/пароль всем специалистам, которые осуществляют идентификацию.

  7. Ответы на вопросы в Личном кабинете (вопросники) не влияют на риск-ромашку даже для Организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, и вообще (совсем никак) не влияют на риски Организаций, поднадзорных Банку России. У Банка России совсем иные источники по проверке информации о соблюдении требований законодательства о ПОД/ФТ.

  8. Тесты ПОД/ФТ в Личном кабинете (вопросники) можно проходить неограниченное количество раз. До победного. Общее количество вопросов в тестах = около 100. Они меняются.

  9. Нет ничего плохого в том, что аудиторы запрашивают ваши Правила по ПОД/ФТ. Несмотря на то, что аудиторы проверяют ежегодную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и запрашивают Ваши Правила внутреннего контроля без отдельных поручений Банка России для удовлетворения своих личных нужд. Представители Росфинмониторинга не считают, что это нарушает права Организации, а также не считают, что это противоречит статье 4 в части запрета на информирование третьих лиц о принимаемых мерах по ПОД/ФТ.

  10. На фоне пандемии выросло количество операций, связанных с веерным обналичиванием под видом выплаты мат. помощи сотрудникам.

  11. Опенспейс не нарушает конфиденциальность. Ответственный сотрудник может сидеть со всеми остальными сотрудниками Организации в открытом офисном пространстве.

  12. Росфинмониторинг пронумеровал типологии отмывания денежных средств. Субъектам первичного финансового мониторинга рекомендуется включать в ФЭС о подозрительной операции номер типологии, к которой относится выявленная операция.

  13. Имеются различия в подходах к проверке деятельности субъекта первичного финансового мониторинга. Центральный аппарат более лоялен к поднадзорным организациям нежели региональные представительства.

  14. Есть ряд вопросов от субъектов первичного финансового мониторинга, на которые у представителей Банка России нет однозначного ответа. Отсюда — отсутствие официальных разъяснений. В таком случае Организации следует делать адресный запрос и получить индивидуальный ответ.

  15. Большинство субъектов первичного финансового мониторинга не понимают разницу между замораживанием (блокированием) денежных средств/имущества и приостановлением операций. Ошибки в этих вопросах совершают представители всех видов Организаций, в том числе и методологи кредитных организаций.

  16. Нет однозначного ответа на вопрос: Должны ли кредитные организации разрабатывать целевые правила внутреннего контроля, если нет иных субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, входящих в банковскую группу/банковский холдинг, и обмениваться идентификационными данными, по сути, не с кем. Кредитным организациям рекомендуют направлять адресный запрос в Банк России.

  17. Большинство некредитных финансовых организаций забывают включать в Правила список документов для подтверждения финансового положения клиента, которые Организация запрашивает у клиента, с даты регистрации которого прошло менее 3х месяцев, а также список документов, которые Организация запрашивает у нерезидентов и ИСЮОЮЛ.

  18. Схема с выводом заблокированных денежных средств через счета налоговой/таможни — рабочая. Считается «высшим пилотажем».

  19. Целевой инструктаж необходимо пройти 1 раз в жизни. И совершенно не имеет значения, что свидетельство содержит наименование иной Организации, нет необходимости проходить повторный целевой инструктаж. Целевой инструктаж не содержит срока давности.

  20. Наиболее популярным способом по выводу денежных средств за рубеж является использование производных финансовых инструментов.

  21. Доказать факт раскрытия информации о применяемых мерах по ПОД/ФТ представители надзорного органа могут исходя из того, что Организация пишет своему клиенту, в том числе в «личной» и официальной переписке с клиентом.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Карта сайта
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности