Консалтинговые услуги по ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Какие сложности возникают при отказе в приеме на обслуживание?

Отказ по 115-ФЗ в приеме на обслуживание

Как применять право на отказ, если открыть счет все-таки нужно?

Вопрос от подписчика:

Потенциальный клиент при заполнении анкеты для открытия счета на обслуживание отказывается предоставлять информацию об источниках происхождения денежных средств или иного имущества, с которыми он планирует совершать операции. Потенциальный клиент категорически отказывается даже выбрать один из перечисленных источников происхождения денежных средств в анкете (отказывается поставить галочку). В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – 115-ФЗ), организация осуществляющая операции с денежными средствами обязана отказать клиенту в приеме на обслуживание в случае, если он не предоставляет информацию, предусмотренную п. 1.1 ст.7 115-ФЗ.

Что делать: отказывать такому клиенту на основании 115-ФЗ или можно открыть такому клиенту счет?

Наш комментарий:

На основании п.1.1 ст. 7 115-ФЗ, организация вправе запросить информацию об источниках происхождения денежных средств, точнее — вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств, и определяет эти меры исходя из оценки степени риска совершения клиентом подозрительных операций.

Соответственно, на этапе идентификации эту информацию можно не запрашивать, то есть это право организации. Этим правом можно пользоваться, как инструментом при выявлении подозрительных операций. То есть клиент совершает подозрительную операцию, организация запрашивает информацию об источниках происхождения денежных средств на ту сумму, на которую эта операция совершается, и в случае, если клиент не предоставляет такую информацию, тогда Организация либо отказывает клиенту в проведении операции, либо осуществляет эту операцию, но направляет сведения о ней в Росфинмониторинг в качестве подозрительной, но это зависит от того, что написано в правилах внутреннего контроля организации по ПОД/ФТ. 

В описанном случае в правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ организации, в программе идентификации прописано, что эта информация (сведения об источниках происхождения денежных средств) является обязательной для предоставления при открытии счета клиента. В таком случае, у Организации есть полное право отказать клиенту в приеме на обслуживание, если он не предоставляет в рамках идентификации сведения об источниках происхождения денежных средств.

Несмотря на отказ в предоставлении сведений в рамках идентификации клиенту все-таки нужно открыть счет, тогда можно написать мотивированное суждение о том, что степень риска у клиента низкая, организация вправе запрашивать сведения об источниках происхождения денежных средств, о том, что это обоснованная доступная мера именно для выявления подозрительных операций, и все-таки на этапе идентификации она не несет существенного влияния и несмотря на отказ, можно принять такого клиента на обслуживание.

Но, вызывает подозрение, почему клиент на этапе идентификации не готов предоставить такую информацию, ему есть что скрывать?

В данной конкретной ситуации мы рекомендуем принять клиента на обслуживание, даже с отказом в предоставлении информации об источниках происхождения денежных средства, все-таки это право организации получать такую информацию или не получать. А далее смотреть на то, какие операции совершает клиент, и при наличии малейших подозрений о том, что операция может быть направлена на отмывание доходов, при соответствии любого из критериев необычных операций, направить информацию об этой операции в Росфинмониторинг. И пусть уже Росфинмониторинг разбирается почему клиент скрывает источники происхождения денежных средств. Либо запросить сведения об источниках происхождения денежных средств на ту сумму, на которую совершается операция, получив отказ в предоставлении такой информации, воспользоваться своим правом на отказ в совершении операции, и направить эту информацию в Росфинмониторинг. Таким образом, клиент будет включен в перечень «перечень отказников», после чего все финансовые организации будут ему отказывать в проведении операций, в приеме на обслуживание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности