Как снизить нагрузку на бизнес, используя риск-ориентированный подход?

Как известно, Федеральный закон от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» распространяется на все финансовые организации, а также на ряд нефинансовых организаций. Много неприятностей для бизнесменов принес этот Закон, и во избежание штрафов Организации стараются как можно строже его соблюдать, увеличивая при этом требования к клиентам, что негативно влияет на развитие бизнеса.

Уверена, проблема не в самом Законе, а в его применении, точнее — в неправильном применении инструментов, которые предоставляет Закон и подзаконные нормативные акты. Одним из таких инструментов является риск-ориентированный подход.

Риск легализации для субъектов первичного финансового мониторинга – это риск вовлечения (использования инфраструктуры Организации), ее руководства, работников в легализацию преступных доходов или финансирование терроризма (ОД/ФТ).Уровень риска легализации находится в зависимости от уровня риска клиента и от уровня риска использования услуг Организации в ОД/ФТ.

Управлять риском легализации можно путем классификации клиентов и направлений деятельности Организации (услуг) по уровням риска, а также путем концентрации усилий на участках деятельности, подверженных наиболее высокому уровню риска, и снижению контроля там, где риск низкий.

Многие субъекты первичного финансового мониторинга при внедрении риск-ориентированного подхода допускают две большие ошибки:

1) Не классифицируют клиентов по уровням риска. Запрашивают у всех клиентов равный объем информации и документов. Просят заполнять одинаковые многостраничные анкеты как клиентов — юридических лиц (ИСБОЮЛ), осуществляющих многомиллионные транзакции, так и рядовых покупателей (клиентов) – физических лиц.

2) Автоматически присваивают высокий уровень риска тем клиентам, чьи идентификационные данные соответствуют критериям и факторам риска, установленным в нормативных правовых актах по ПОД/ФТ.

Как снизить нагрузку на бизнес, используя риск-ориентированный подход?

Обратиться к нормативным актам.

  1. Организации обязаны проводить мероприятия по изучению клиентов, но характер и объем предпринимаемых мер в целях изучения клиента определяются Организацией в Правилах внутреннего контроля с учетом уровня риска клиента.

В целях изучения клиента организациям — субъектам первичного финансового мониторинга (примечание автора: статья была написана для организаций, не поднадзорных Банку России) рекомендуется устанавливать:

  • сведения о деловой репутации только при высоком уровне риска клиента – юридического лица;
  • сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с Организацией в отношении клиента-физического лица с высоким уровнем риска, в отношении клиента – юридического лица, однократно при приеме клиента на обслуживание;
  • сведения о финансовом положении клиента только при высоком уровне риска, вне зависимости от категории клиента;
  • сведения об источниках происхождения денежных средств только при высоком уровне риска клиента, вне зависимости от категории клиента, а также при условии реализации Организацией своего права.

Реализовывать свое право на установление источников происхождения денежных средств субъектам первичного финансового мониторинга рекомендуется при возникновении сомнений в отношении операции (сделки), схожей по своим критериям с операциями (сделками), направленными на ОД/ФТ и в размере суммы, на которую такая операция (сделка) совершается.

  1. Отнесение деятельности ювелирных организаций, ломбардов и какой-либо другой деятельности к высокорискованным видам деятельности — не значит, что все ювелирные организации и ломбарды осуществляют операции, направленные на ОД/ФТ. Это лишь значит, что вероятность использования деятельности такого лица в целях ОД/ФТ велика, и необходимо уделять операциям такого клиента больше внимания.
  1. Отнесение некоторых видов деятельности к факторам риска, тем более не значит, что организация — субъект первичного финансового мониторинга должна рассматривать свои собственные операции в качестве высокорискованных. Ведь перечисленные факторы влияют на уровень риска клиента, а не субъекта Закона.

Субъектам первичного финансового мониторинга рекомендуется увеличить шкалу оценки риска клиента с 2х-уровней до 3х-уровневой (и выше), принимать во внимание факторы, влияющие на уровень риска клиента, но уделять больше внимания характеру проводимых клиентом операций. Выявлять операции, отличающиеся от обычной рыночной практики, в которых отсутствует экономический смысл и очевидная законная цель.

При выявлении подобных операций повышать уровень риска клиента, запрашивать сведения об источниках происхождения денежных средств, устанавливать сведения о деловой репутации, финансовом положении и прочее. В случае, если на основании полученных сведений и документов, подозрения в том, что операция направлена на ОД/ФТ подтвердятся, осуществлять мероприятия по снижению уровню риска.

О других возможных способах снижения нагрузки на бизнес-подразделения субъектов первичного финансового мониторинга читайте в наших следующих статьях.

Сегодня в AMLclub.ru Вы можете заказать разработку программы управления риском легализации или заказать аудит программы управления рисками ОД/ФТ (аудит системы).

О других возможных способах снижения нагрузки на бизнес-подразделения субъектов первичного финансового мониторинга читайте в наших следующих статьях.

Сегодня в AMLclub.ru Вы можете заказать разработку программы управления риском легализации или заказать аудит программы управления рисками ОД/ФТ (аудит системы).

Программа управления рисками

Разработаем программу управления риском легализации и проведем аудит действующей программы управления рисками ОД/ФТ (аудит системы).
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности