Как Банк России проверяет ФЭС по сделкам обязательного контроля

Как известно, Росфинмониторинг регулярно передает в Банк России массив сообщений НФО, содержащих сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (ОПОК). Конечно, не всех, а только тех, которые поступили с нарушением установленного Федеральным законом № 115-ФЗ трехдневного срока. То есть, если между указанной в формализованном электронном сообщении (ФЭС) датой совершения ОПОК и датой направления ФЭС в Росфинмониторинг более трех дней, будьте уверены, такое сообщение попадет под пристальный взгляд Банка России. Обратите внимание — дата выявления ОПОК в данном случае значения не имеет!

Само по себе нарушение срока направления сведений об ОПОК в Росфинмониторинг не образует события административного правонарушения. Однако вкупе с нарушением порядка направления таких сведений однозначно вырисовывается диспозиция ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Чтобы выявить или, наоборот, исключить в действиях НФО состав административного правонарушения, Банк Росси посредством Личного кабинета направляет НФО запрос о предоставлении первичных документов, послуживших основанием для формирования и направления в Росфинмониторинг соответствующего ФЭС. Помимо этого, такой запрос будет содержать требование предоставить документы, подтверждающие дату выявления ОПОК, а также сведения о специальном должностном лице (СДЛ) НФО и сотруднике, сформировавшем ФЭС.

Опираясь на полученные документы и сведения Банк России устанавливает:

  1. Когда выявлена ОПОК. Если в течение трехдневного срока с даты ее совершения, то налицо нарушение Федерального закона № 115-ФЗ в части срока направления сведений о сделке в Росфинмониторинг. Ведь Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит оговорок и исключений для срока направления сведений в зависимости от даты выявления ОПОК. Следовательно, если ОПОК выявлена на 2-й или даже 3-й день после дня ее совершения, сведения о ней должны быть отправлены в Росфинмониторинг не позднее 3-го рабочего дня! Если же ОПОК выявлена НФО за пределами 3-хдневного срока, то считается, что в действиях НФО нет вины в нарушении установленного Федеральным законом № 115‑ФЗ срока направления сведений.

Действующим законодательством и нормативными и иными актами Банка России для НФО не установлен срок со дня выявления операции, в течение которого необходимо направить сведения в Росфинмониторинг. Однако, Департамент финансового мониторинга Банка России рекомендует руководствоваться сроком, установленным для кредитных организаций, — не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции[1].

 

  1. Корректность формирования ФЭС в соответствии с Порядком[2]. Для этого используются как сведения, предоставленные самой НФО (договор, сведения об СДЛ, о наличии филиалов, являются ли стороны сделки клиентами НФО и т.д.), так и выписки из ЕГРЮЛ. Тщательным образом проверяется каждое поле ФЭС вплоть до названия файла. Информационные блоки должны в точности соответствовать фактическим данным и содержать всю возможную информацию, в том числе о представителях сторон по сделке.

 

  • В результате проверки могут быть выявлены нарушения порядка формирования ФЭС, например в части наименования файла, сотрудника, направившего ФЭС, данных об НФО (наименования, наличия филиалов, адреса). Повезло, если при этом ФЭС направлено в установленный срок. Тогда НФО получит только предписание с требованием устранить нарушения и направить в Росфинмониторинг замену ФЭС. Если же такое ФЭС направлено с нарушением установленного срока (см. п. 1), то помимо предписания в отношении НФО будет возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, результаты рассмотрения которого весьма непредсказуемы и зависят от ряда факторов.

 

  • Если же проверяющими обнаружены ошибки (читай несоответствия с первичным документом) в информационной части ФЭС, в частности, в отношении данных, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, такое ФЭС будет расцениваться как предоставление недостоверных сведений об ОПОК. Последствия для НФО весьма неутешительные — предписание об устранении нарушений с заменой ФЭС и административная ответственность по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

 

  1. Сотрудников НФО, ответственных за выявление ОПОК, формирование и направление ФЭС в Росфинмониторинг, осуществляющих в НФО контроль за указанными процедурами. В случае, если по результатам анализа в действиях НФО будет установлено событие административного правонарушения, помимо самого НФО к административной ответственности будут привлекаться и ее сотрудники.

Административная ответственность НФО, СДЛ и иных сотрудников — тема отдельного подробного разговора, к которой мы обязательно вернемся в следующих статьях. Также рассмотрим последствия соблазнительного варианта вообще ничего не выявлять и никуда не направлять с точки зрения надзорного риска.

 

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что выявление операций, подлежащих обязательному контролю, формирование ФЭС о таких сделках и их направление в Росфинмониторинг — обязательные процедуры специального внутреннего контроля любой НФО, несущие при этом риск разного рода претензий со стороны Банка России.

Чтобы не испытывать стресс всякий раз направляя сообщения в Росфинмониторинг и получая запросы из Банка России для НФО важно на должном уровне организовать и исполнять программу выявления операций, порядок документального фиксирования информации, осуществлять последующий контроль при формировании ФЭС.

AMLclub.ru предлагает НФО консультативную помощь при подготовке документов на запросы Банка России, при участии в делах об административных правонарушениях, в вопросах признания операций подлежащими обязательному контролю, формирования ФЭС (консультации оказывает сотрудник Банка России).

 

[1] п. 3 Правил составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

[2] Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности