Консалтинговый центр по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Изменения в 115-ФЗ в части совершенствования обязательного контроля

Изменения в 115-ФЗ в части совершенствования обязательного контроля

07.07.2020 Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем чтении законопроект, направленный на изменения Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). Это значит, что в ближайшее время Президент Российской Федерации подпишет новый закон, вносящий изменения в Закон № 115-ФЗ.

Основные изменения, внесенные в Закон № 115-ФЗ с комментариями автора:

1) в статье 6 в пункте 1 в подпункте 1 в абзаце втором слова «в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности» исключить.

Новый текст закона:

  • Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.

Примечание автора: Все операции по снятию или зачислению наличных денежных средств на счета юридических лиц теперь будут отчитываться субъектами Закона № 115-ФЗ в Росфинмониторинг, вне зависимости от вида деятельности юридического лица.

2) в статье 6 в пункте 1 в подпункте 1 абзац шестой признать утратившим силу.

Абзац 6 был следующего содержания: обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

Примечание автора: Операции по размену крупных купюр на более мелкие, и наоборот, больше не интересуют Росфинмониторинг.

3)  В статье 6 в пункте 1 в подпункте 3 абзац четвертый признать утратившим силу.

Абзац 4 был следующего содержания: перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца.

Примечание автора: не уверена, что анонимные счета все еще кто-то открывает. Даже, если это так, то такие операции больше не интересуют Росфинмониторинг.

4) В статье 6 в пункте 1 в подпункте 3 абзац пятый изложить в следующей редакции: «зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которых не превышает трех месяцев со дня их регистрации (инкорпорации), либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.

Примечание автора: Росфинмониторинг интересуют первые операции и списания зачисления денежных средств не только юридических лиц, но и иностранных структур без образования юридического лица.

5) В статье 6 в пункте 1 в подпункте 4 абзац третий изложить в следующей редакции: «выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии по видам страхования, указанным в подпунктах 1 – 3 пункта 1 статьи 329 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Ранее этот абзац выглядел так: выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.

Примечание автора: во-первых операции по выплате юридическому лицу страхового возмещения и получение от юридического лица страховой премии теперь подлежат обязательному контролю, во-вторых, выплата страхового возмещения и получение страховой премии теперь подлежит обязательному контролю по следующим видам страхования: 1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; 2) пенсионное страхование: 3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.

6) В статье 6 в пункте 1 в подпункте 4 абзац в абзаце четвертом слова «получение или» исключить.

Новая текст закона: иные сделки с движимым имуществом: получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

7) Переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента больше не подлежат обязательному контролю.

8) Абзац 7 ранее выглядел так: получение денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее.

Новый текст закона: получение денежных средств, которые служат условием участия физического лица в азартной игре.

Примечание автора: Все операции по зачислению денежных средств на счета организации, организующей азартные игры подлежат обязательному контролю.

9) Добавляются две новые операции, подлежащие обязательному контролю на сумму равную или превышающую 600 000 рублей: — передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры; — выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее.

10) Пункт 1.1. теперь звучит так:

«11. Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.».

Примечание автора: Если раньше мы отчитывались в Росфинмониторинг операции по переходу права собственности на недвижимость стоимостью более 3 млн. рублей, то теперь будем отчитывать любые операции, связанные с недвижимостью на сумму, превышающую 3 млн. рублей (в том числе аренда, операции без перехода права собственности и пр.). Если Банк России и Росфинмониторинг не разъяснят этот пункт иначе.

11) В новый закон добавили еще ряд операций, которые все субъекты Закона № 115-ФЗ обязаны будут выявлять и отчитывать в Росфинмониторинг:

«11. Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.».

Примечание автора: Ранее мы отчитывались в Росфинмониторинг только о переходе права собственности на недвижимость стоимостью более 3 млн. рублей. Теперь будем направлять в Росфинмониторинг операции о любых сделках с недвижимостью стоимостью более 3 млн. рублей (аренда, сделки без перехода права собственности). Если, конечно, Банк России и Росфинмониторинг не разъяснят другое.

12) В Закон № 115-ФЗ добавят еще 3 операции, подлежащие обязательному контролю:

16. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

17. Операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

18. Операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.».

13) И, наконец, самая важная и долгожданная часть. Операции, подлежащие обязательному контролю делятся по видам осуществляемой деятельности. Т.е. не нужно организовывать выявление операций, которые не свойственны осуществляемой деятельности. Новый закон предполагает следующее «деление операций».

1. кредитные организации – в отношении операций, указанных в подпунктах 1 – 3 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 11, 12, абзацах первом и втором пункта 13, пунктах 14, 15, 16, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

2. профессиональные участники рынка ценных бумаг – в отношении операций, указанных в абзаце четвертом подпункта 1, подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пункте 12, абзаце втором пункта 13, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

3. операторы инвестиционных платформ – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

4. страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) и страховые брокеры – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце третьем подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

5. лизинговые компании – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах четвертом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

6. организации федеральной почтовой связи – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 17, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

7. ломбарды – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах втором, шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

8. организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных  изделий из них и лома таких изделий, – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

9. организаторы азартных игр – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах седьмом, восьмом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

10. операторы лотерей – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце девятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

11. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

12. операторы по приему платежей – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

13. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

14. кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

15. микрофинансовые организации – в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

16. общества взаимного страхования – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

17. негосударственные пенсионные фонды – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

18. операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, – в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 12, 18, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 75 настоящего Федерального закона.»;

Основные изменения вступят в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений нового закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Карта сайта
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности