Консалтинговый центр по вопросам ПОД/ФТ и 115-ФЗ

Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги

Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги

Банк России опубликовал структуру сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые услуги в 2019 году.

Итак,

  1. Объемы операций с признаками обналичивания денежных средств в банковском секторе (через счета и платежные карты физических лиц, корпоративные карты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) уменьшились в 1,9 раза. В структуре указанных операций, как и в предыдущие периоды, основную долю составляли выдачи со счетов (включая платежные карты) физических лиц (60%).
  2. Еще более интенсивно снижалось обналичивание вне банковского сектора: более чем в три раза сократились транзитные операции повышенного риска1, направленные на безналичную компенсацию наличной выручки, «продаваемой» третьим лицам торговыми и туристскими компаниями, платежными агентами.
  3. Объемы сомнительных операций с признаками вывода денежных средств за рубеж уменьшились на 10%, до 66 млрд рублей. Для вывода денежных средств за рубеж наиболее часто использовались сделки с услугами, в первую очередь международные перевозки грузов, приобретение прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность (29%) и авансовые платежи за импортируемые товары (27%).
  4. Основной спрос на теневые финансовые услуги в 2019 году, так же как и в 2018 году, формировался в строительном секторе (37%), секторе услуг (25%) и торговле (24%).

Обязательному контролю подлежат операции по снятию или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме на сумму равную или превышающую 600 000 рублей.

Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 25.12.2020 № 12-4-4/5644

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России в связи с письмом Банковской ассоциации от 04.08.2020 № 02-05/558 с учетом информации, полученной от Федеральной службы по финансовому мониторингу, которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 808* является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ* (здесь и далее по тексту — в редакции Федерального закона № 208-ФЗ*) обязательному контролю подлежит операция по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.

В случае, когда операция по снятию со счета / зачислению на счет юридического лица наличных денежных средств осуществляется в сторонней кредитной организации (через кассу посредством объявления на взнос наличными либо с использованием банкоматов/терминалов), при рассмотрении вопроса об отнесении / не отнесении операции к подлежащей обязательному контролю по вышеприведенному основанию, необходимо исходить из конечной цели и назначения совершаемой операции со стороны юридического лица – а именно, зачисление на свой счет (или снятие с этого счета) наличных денежных средств.

Соответственно, любое зачисление наличных денежных средств на банковский счет юридического лица или их снятие с данного счета в сумме, равной или превышающей 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте, вне зависимости от способа совершения такой операции, необходимо квалифицировать в качестве операции, подлежащей обязательному контролю.

При этом представляется, что формулировка «непосредственно в указанных организациях», используемая в пункте 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, относится к конечной кредитной организации, в которой открыт счет юридического лица. Учитывая изложенное, обязанность по контролю операции клиента в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ возникает только у кредитной организации, в которой открыт банковский счет клиента – юридического лица.

Дополнительно сообщаем, что при определении даты совершения рассматриваемой подлежащей обязательному контролю операции, совершенной через стороннюю кредитную организацию, необходимо исходить из способа их совершения – с использованием либо без использования электронного средства платежа (далее — ЭСП). В случае, если операция совершена с использованием ЭСП, в показателе 8 «Дата совершения (приостановления) операции» таблицы 3.2 Правил* фиксируется дата совершения клиентом указанной операции; если операция совершена без использования ЭСП — дата отражения денежных средств по счету клиента.

1 Операции, непосредственно предшествующие обналичиванию денежных средств в банковском и иных секторах экономики, выводу денежных средств за рубеж либо способствующие уклонению от уплаты налогов. Такие операции обычно сопровождаются сменой оснований входящих и исходящих платежей, «ломкой» НДС.

структура сомнительных операций 2019
структура сомнительных операций 2019
секторы экономики формировавшие спрос на теневые финансовые услуги в 2019
секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги в 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×
Карта сайта
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности