Как НПФ выявлять операции НКО, подлежащие обязательному контролю по 208-ФЗ?
Об операциях, подлежащих контролю НПФ.
Запрос от 26.11.2020 № 387
Негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный закон № 115-ФЗ* (в редакции Федерального закона № 208-ФЗ*), вступающими в силу с 01.01.2021, просит разъяснить порядок применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которому под операцией, подлежащей обязательному контролю со стороны НПФ, является:
«Операция по получению некоммерческой организацией (далее — НКО) денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее».
В связи с вышеизложенным, в рамках надлежащего применения норм Федерального закона № 115-ФЗ, устанавливающего признаки операций, подлежащих обязательному контролю, НПФ просит:
1) разъяснить порядок применения пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ к деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, так как проведение операций НКО, перечисленных в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в рамках лицензионной деятельности НПФ исключен;
2) разъяснить, только ли приходные/расходные операции с денежными средствами и (или) иным имуществом НКО, полученным от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежат обязательному контролю на сумму, указанную в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
Направлению в Росфинмониторинг подлежат сведения об операциях по передаче клиентом – НКО наличных денежных средств в сумме равной или превышающей пороговое значение в кассу НПФ.
Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 16.12.2020 № 12-4-4/5448
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее – Департамент) рассмотрел обращение НПФ и сообщает, что Федеральный закон № 115-ФЗ* не наделяет Банк России полномочиями давать толкования по вопросам его применения. Вместе с тем, считаем возможным сообщить мнение Департамента, которое не является официальным толкованием Федерального закона № 115-ФЗ.
В рамках норм пункта 1.2 и подпункта 17 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона № 208-ФЗ*) негосударственным пенсионным фондам (далее – НПФ) следует направлять в Росфинмониторинг сведения об операциях по расходованию клиентом – некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имуществ, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее (далее – пороговое значение), совершенных непосредственно в НПФ.
В контексте пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ под операциями по расходованию денежных средств и (или) иного имущества некоммерческих организаций следует рассматривать действия, в результате которых происходит выбытие денежных средств / иного имущества некоммерческой организации, вне зависимости от того, получены ли расходуемые денежные средства / иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, или иных лиц.
Учитывая вышеизложенное, а также разъяснения Департамента, содержащиеся в информационном письме от 22.07.2014 № 24 (вопрос 6), направлению в Росфинмониторинг по коду вида операций 9002* подлежат сведения об операциях по передаче клиентом – некоммерческой организацией наличных денежных средств в сумме равной или превышающей пороговое значение в кассу негосударственного пенсионного фонда в рамках соответствующего договора, заключенного с НПФ.
*Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
*Федеральный закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
*Информационное письмо от 22.07.2014 № 24 «О применении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (опубликовано в «Вестнике Банка России» от 30.07.2014 № 69).
*Операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества.